Семь чудес
Нижегородской области

 

Архитектурный ансамбль ярмарки конца XIX - начала XX века

      Конец XIX - начало XX века можно охарактеризовать как период экономического расцвета Нижегородской ярмарки. ярмарки, который к концу XIX века стабилизировался в пределах 160-180 млн.рублей, в начале XX века стал возрастать. Наивысшего уровня он достиг в 1909 году, годовой оборот тогда составлял около 200 млн.рублей. Этот период был отмечен дальнейшим уплотнением застройки ярмарки и повышением комфортности проживания и обслуживания ее посетителей.

      В 1886 году был утвержден последний план Нижегородской ярмарки, по которому предполагалось осуществить обширное каменное строительство на свободной северо-западной территории, простиравшейся до села Гордеевки. Около армянской церкви проектировался большой прямоугольной формы пруд. Также намечалось сооружение каменных складов на Сибирской пристани и территории гостиного двора вдоль Бетанкуровского канала и набережной Оки. К важным изменениям, предусмотренным планом, надо отнести расширение зоны, приспособленной для развлечений. Ей отводилось обширное место около Мещерского озера. На ее территории находилось две плошали - Самокатная и Новосамокатная - для увеселительных балаганов. Главным зданием этой зоны должен был стать цирк. По этому плану ярмарка застраивалась до 1917 года.

      Самым важным событием 1880 - 90-х годов в развитии ярмарки как архитектурного комплекса явилось строительство новых зданий и реконструкция отдельных старых в районе гостиного двора.

      К середине 1880-х годов Спасский собор и административные корпуса требовали полной перестройки. Вопрос о сохранении классицистического ансамбля в центре ярмарки не ставился, и председатель Московского архитектурного общества Н.В.Никитин высказал мнение о необходимости его разрушения. Основной причиной этого он считал не столько конструктивную неустойчивость здания, сколько несоответствие его архитектурным вкусам данного времени. Но собор было решено не разрушать, и в 1886 - 1889 годах были проведены работы по его укреплению под руководством Килевейна. Благодаря своему инженерному таланту, Килевейну удалось спасти и сохранить это прекрасное творение Монферрана. К сожалению, подобное отношение к зданиям проявлялось не всегда. Когда в 1899 году угроза разрушения нависла над колокольней при Спасском соборе, его близость потребовала от архитекторов П.П.Малиновского и Е.М.Мичурина создать новую колокольню, стилистически сходную с ним по своей архитектуре. В 1906 году колокольня была выстроена. Подобная перестройка ожидала и мечеть. Тенденция разрушения целостности архитектурного ансамбля, созданного Бетанкуром в 1824 году, в значительной степени проявилась при перестройке Главного дома. В конце 1880-х годов в докладе комиссии по перестройке Главного дома говорилось, что "никаким ремонтом нельзя достичь того, чтобы дом и флигеля были приспособлены к современным требованиям ярмарки... Сочли более рациональным разобрать существующее здание". На конкурс было прислано 26 проектов из десяти городов, в том числе 8 проектов из Москвы, 5 - из Петербурга, 6 - из Нижнего Новгорода. Выбор жюри был остановлен на проектах, выполненных в формах древнерусской архитектуры XVII века. Древнерусский стиль наиболее отвечал вкусам московского купечества, которое было полновластным хозяином на Нижегородской ярмарке.

      Строительство велось около года, и 15 июля 1890 года, в день открытия ярмарки, произошло торжественное освящение нового Главного дома. Перестройка здания обошлась купечеству почти в 500 тысяч рублей. Здание имело грандиозные размеры и входило в число крупнейших пассажей России. Первый этаж занимали 70 крупных магазинов, второй - ярмарочная контора и комитет, отделение госбанка, почта, телеграф, а также ресторан с залом и шестью кабинетами. Центральная часть второго этажа была отдана под зал общественных собраний, который получил название Гербового, поскольку решетка его балкона была украшена гербами губерний Российской империи.

      Наряду с богатым архитектурным обликом здание имело техническое оснащение и благоустройство, соответствовавшие самым высоким требованиям того времени. Помещения его освещали 500 электрических ламп и 15 больших фонарей. Для этого рядом с Главным домом было построено здание электрической станции, впоследствии обслуживавшей всю ярмарку. Имелись телефон, водопровод, канализация, проезды к зданию были замощены, вокруг него были разбиты скверы с газонами, а площадь перед главным входом украшал чугунный фонтан, установленный в 1869 году. В это же время на берегу Бетанкуровского канала было закончено строительство около 20 каменных мануфактурных складов в соответствии с планом ярмарки 1886 года.

      В 1880 - 90-е годы на ярмарке было предпринято каменное строительство народных столовых ( деревянные постройки их существовали с 1871 года). Наиболее архитектурно оформленным являлось здание двухэтажной столовой, выстроенное в 1894 году на набережной Оки между Макарьевской и Крестовоздвиженской часовнями. К интересным архитектурным сооружениям относились также многочисленные пожарные депо. В 1888 году в соответствии с последним планом ярмарки завершилось строительство каменного цирка. Поставленный в конце Нижегородской улицы, он вместе со зданием театра являлся основным местом культурного развлечения публики. Цирк, именовавшийся цирком братьев А.А. и П.А. Никитиных, состоял из основного зала на 1000 зрителей, имевшего план в форме круга диаметром 42 метра, и прямоугольного выступающего объема, в котором размещались подсобные помещения (архитектор Н.П.Иванов).

      В связи с развитием капиталистических форм торговли в 1880 - 90-е годы на ярмарке были открыты отделения восьми крупнейших банков России: Государственного, Сибирского торгового, Казанского купеческого, Волжско-Камского коммерческого, Московского торгового, Московского торгово-промышленного товарищества, Московского купеческого и Московского Азовского.

      Проведение в Нижнем Новгороде Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года способствовало появлению на ярмарке новых зданий и сооружений. Выставочные павильоны разместились на обширной территории недалеко от ярмарки и вблизи от железнодорожного вокзала. Для связи города и ярмарки с территорией выставки была проведена электрическая железная дорога и построен новый понтонный мост. Несмотря на некоторое замедление строительства ярмарки в начале XX века, в это время разрабатывались проекты, которые закладывали основы для ее дальнейшего экономического развития, а также лучшего ее благоустройства. Эти проекты оказались неосуществленными. К наиболее крупным замыслам относились: сооружение постоянного металлического моста через Оку для соединения ярмарки с железной дорогой южного и восточного направлений, создание гавани в Мещерском озере, строительство ночлежного дома на 1000 человек и новой мечети. Значительные работы намечались в 1908 - 1910 гг. по инженерному благоустройству, в том числе проведение канализационной сети на всей территории ярмарки. Предусматривалась биологическая очистка сточных вод.

      Композиция ярмарки, сложившаяся к концу XIX века, строилась на сочетании трех основных планировочных линий. Роль композиционного центра по-прежнему сохранялась за первоначальным ядром ярмарки. Постройка Александро-Невского собора послужила причиной создания второй композиционной оси, которая проходила по Александро-Невской улице вдоль набережной Оки. Новый собор был главной доминантой среди всех вертикалей на ярмарочной территории. Третья композиционная линия проходила по Нижегородской улице, ориентированной на окский мост - единственный вход на ярмарку сос стороны города.

      Значительные изменения произошли в районе Китайских рядов, которые с двух сторон завершались пластичными объемами армянской церкви и мечети. Культовые строения теперь стояли на площадях и были окружены двух- и трехэжтажными каменными зданиями.