Семь чудес
Нижегородской области

 

Архитектурный ансамбль ярмарки 1822 - 1824 годов

      После окончательного утверждения места ярмарки на стрелке в 1817 году началось строительство новых каменных сооружений ярмарки. Это строительство шло одновременно с проведением ярмарки во всех временных балаганах. Бетанкур был главным строителем ярмарки, и "все, относившееся до устройства ярмарки) по Высочайшей воле отдано было в единственное и независимое распоряжение генерал-лейтенанта Бетанкура". Выбор архитектурного построения ярмарки полностью зависел от Бетанкура, и он мог поручить выполнение проекта любому архитектору, служившему в комитете строений под его руководством. Автором проектов зданий ярмарки стал архитектор Монферран, осенью 1816 года приехавший в Россию из Парижа и состоявший в должности начальника чертежной мастерской Комитета строений. С первых лет новой службы Монферран показал себя талантливым архитектором и градостроителем. Однако неоднократно делались попытки принизить его роль как архитектора, ограничивая ее рамками "искусного рисовальщика". Об успешной работе Монферрана в области архитектуры свидетельствуют и его первые постройки: Манеж в Москве (1817 г.) - первая совместная работа с Бетанкуром , который разработал деревянные конструкции перекрытий большого пролета, дом Лобанова-Ростовского в Петербурге (1817 - 1819 гг.), а также назначение его архитектором Исаакиевского собора в Петербурге (1818 г.). Огюст Монферран Для лучшего обзора трех административных зданий архитектор удлинил главную площадь, а также увеличил ширину входа на нее со стороны Оки для лучшего обозрения портике центрального корпуса. Кроме того, он увеличил ширину улиц, проходивших вдоль ярмарки.Особое внимание Монферрана привлекала соборная площадь. Монферран сделал собор с мощным и величественным силуэтом единственной доминантой ярмарки. 15 июля 1822 года состоялось открытие ярмарки во вновь построенных зданиях. Это был целый город, занимавший крупную территорию и имевший плотную застройку. На ярмарку приезжало не менее 150 тыс.человек, в то время как в самом Н.Новгороде проживало около 18 тыс. жителей. С трех сторон ярмарочная территория была окружена широким подковообразным каналом, а с четвертой стороны открывалась на Оку. Площадь ее достигала 500 тыс. кв.м, а сама торговая зона имела размеры 338 х 688 м. Особый интерес представляли четыре корпуса Китайских рядов. На ярмарку приезжало много купцов из Азии, а чай из Китая являлся одним из главных товаров. Монферран спроектировал эти корпуса в духе китайской архитектуры, хотя их общая композиция имела чисто классическую основу. Безусловно, самым красивым сооружением всего ансамбля ярмарки этого периода являлся сохранившийся до настоящего времени Спасский собор, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года. Проектирование Монферраном Спасского собора совпало по времени с проектированием Исаакиевского собора в Петербурге. Это обстоятельство не могло не способствовать некоторому сходству их внешнего вида. Кроме возведения многочисленных зданий на ярмарке строились и инженерные сооружения - каналы и целая система мостов, из которых вызывал наибольшийший интерес и получил восторженные оценки современников наплавной мост через Оку. Длина его равнялась 510 метрам, и это был самый длинный мост в России того времени. Эскиз фасада Спасского собора. Чертеж О.Монферрана Для защиты ярмарочных строений от весенних вод, заливавших всю территорию стрелки, было создано значительное искусственное основание высотой 3,5 метра. По широте замысла и планировочному масштабу гидротехническая система ярмарки была соизмерима лишь с подобными сооружениями загородных царских резиденций в Царском Селе и Петергофе. На Нижегородской ярмарке впервые за все время строительства ярмарок в России были устроены санитарно-технические помещения, была построена первая в России подземная сводчатая канализация. Подобные подземные работы к тому времени были проведены лишь в Москве, где в 1816 - 1829 гг. сооружались водоотводные подземные каналы для подачи чистой воды в город.