Семь чудес
Нижегородской области

 

Новая планировочная структура ярмарки в 1860-1870-е годы

      Во второй половине XIX века, в период бурного развития капитализма в России, Нижегородская ярмарка получила дальнейшее развитие. В период 1850 -1860 годов после открытия Николаевской железной дороги стоимость товаров, привозимых на ярмарку увеличилась почти в 3 раза. Ярмарка чутко реагировала на изменения в международной жизни. В 1850-е годы были проведены важные градостроительные работы улучшена система дорог, создана регулярная застройка вдоль набережных обводного канала и Оки. Особое внимание уделялось набережной Оки, вдоль которой было проложено Московское шоссе. Крестовоздвижнеческая часовня.

      На ней были построены две каменные часовни - Крестовоздвиженская (1852 г.), созданная по проекту петербургского архитектора А.П.Брюллова, и Печерская (1859 г.), спроектированная нижегородским архитектором И.К.Кострюковым и возведенная на средства нижегородского купца Ф.Целованьева. В результате пожара 1857 года восточная часть ярмарки сильно пострадала, вследствие чего для этого района в том же году был составлен проект, по которому данная территория разделялась на четкие прямоугольные кварталы. Новый каменный театр, проект которого был утвержден в 1858 году, предполагалось выстроить на большой площади и главным фасадом обратить в сторону обводного канала, а на углу площади было намечено разместить здание цирка, боковым фасадом выходившее на Театральную улицу. Проект цирка был выполнен в 1859 году известным петербургским архитектором В.П. Львовым. Это был один из первых проектов стационарных цирков в России. В конце 1850-х годов была предпринята попытка архитектурно-планировочного объединения ярмарки с городом. По указу нижегородского губернатора А.Н. Муравьева в 1861 году на верхней террасе правого берега Оки была построена часовая башня, ориентированная на главную композиционную ось ярмарочного ансамбля. Высота семиярусной башни достигала 50 м, а диаметр циферблата часов, которые можно было видеть с ярмарки на расстоянии 1000 - 1200 метров, составлял 6,5 м. Интересная по своему архитектурному построению и использованию готических мотивов башня, однако, оказалась композиционно изолированной от города.

      В 1860 году после неоднократных пожаров был высочайше утвержден новый проект генерального плана ярмарки, выполненный губернским архитектором и инженером Р.Я.Килевейном . По новому плану вся территория ярмарки, расчленялась на четкие прямоугольные кварталы с каменной и деревянной застройкой. Ширина улиц была неодинаковой и зависела от их значимости: наибольшую ширину имели улицы, подходившие к гостиному двору и ориентированные на культовые и общественные сооружения. Самой широкой была улица, являвшаяся продолжением моста через Оку. Важным фактором развития ярмарки стало открытие 1 августа 1862 года Московско-Нижегородской железной дороги. Необходимо отметить, что при этом строительстве одним "из главнейших соображений, руководивших Правительством при утверждении этой дороги было соединение Нижегородской ярмарки и Волжского бассейна с обеими столицами". В 1860-е годы было предпринято и новое культовое строительство. В 1866 году по проекту петербургского архитектора Д.Гущина, утвержденному 17 июня 1865 года, была построена на набережной Оки напротив Главного дома самая крупная на ярмарке часовня - Макарьевская.

      Еще в 1858 году ярмарочное купечество изъявило желание построить новый собор в память посещения ярмарки императором Александром II. Это нашло отражение в проектном плане ярмарки 1860 года. В 1862 году приступили к составлению проекта Александро-Невского собора, и в начале 1864 года он был передан на рассмотрение в Министерство путей сообщения. Автором проекта собора являлся выпускник института гражданских инженеров, губернский архитектор Р.Я.Килевейн. 17 августа 1865 года проект был утвержден в Синоде, но при рассмотрении его в Министерстве путей сообщения было установлено, что "при значительных размерах он (собор) не удовлетворяет условиям прочности". В ноябре проект в целом, в том числе и фасады, был переделан, но с сохранением тех же размеров. Этот переработанный проект 18 ноября 1865 года и был высочайше утвержден. Но строительство Александро-Невского собора не было начато. Сказалось отсутствие средств для возведения столь огромного здания. Строительство его оценивалось в 200 тысяч рублей. Поэтому комитет по постройке храма 12 мая 1866 года принял такое решение: "... постройка может быть произведена стоимостью вчерне на 100 тысяч рублей, если уменьшить размер этого храма, не нарушая общей пропорции и рисунка...". В конце 1866 года разработка нового проекта не столь дорогостоящего культового здания была поручена молодому архитектору академику Л.В.Далю, приехавшему в Нижний Новгород в том же году. Л.В.Даль, занимавший должность сверхштатного техника строительного отдела, в начале 1867 года закончил свой оригинальный проект.

      Однако этот проект, направленный Далем для получения звания профессора архитектуры в Академию художеств, не был одобрен. Таким образом, авторство окончательного проекта Александро-Невского собора не принадлежит ни Килевейну, ни Далю. Г.В.Барановский, исследователь истории архитектуры второй половины XIX века, основываясь, по-видимому, на записке Килевейна с перечнем его работ, создателем собора считает петербургского архитектора И.С.Вишневского.

      Однако никаких архивных материалов, говорящих об участии в проектировании собора этого архитектора, не обнаружено, как и самого подлинного проекта. В 1867 году Килевейн был назначен производителем работ по возведению собора. Помощником архитектора был Даль, проработавший на постройке собора до начала 1874 года, когда еще не были завершены даже основные каменные работы.. Торжественная церемония закладки Александро-Невского собора состоялась 18 августа 1868 года, а окончание всех работ было осуществлено к открытию ярмарки 1881 года. Кроме культовых строений, располагавшихся на набережной Оки, на ярмарке была построена в 1869 году по проекту Л.В.Даля недалеко от железнодорожного вокзала еще одна часовня. В начале 1870-х годов оно было перестроено в Александро-Невскую церковь. Одновременно со строительством культовых зданий менялся архитектурный облик и рядовой застройки вокруг гостиного двора. С начала 1870-х годов здесь происходила замена деревянных сооружений каменными зданиями. Причиной послужили огромные пожары 1864 и 1872 годов и указ о переходе вновь построенных каменных зданий в собственность владельцев. Трактиры были приметными местами на ярмарке. Не случайно сюда приезжали известные на всю Россию рестораторы: Никита Егоров, поварское искусство которого сравнивалось с французским, П.Барбатенков и другие. Несмотря на существование биржи, которая действовала лишь в качестве биржи труда) вся торговля держалась на честном купеческом слове и торговые сделки по-прежнему совершались в трактирах, ресторанах и чайных.

      Значительные преобразования произошли в районе Театральной улицы, которая получила новое официальное название - Нижегородская. В 1878 году на ней было закончено под руководством и по проекту Килевейна строительство каменного театра на 1600 мест, который назывался Большим театром. В 1860 - 70-е годы были проведены значительные работы по благоустройству территории ярмарки, из которых самой крупной явилась прокладка водопровода с установкой фонтанов перед Спасским собором и Главным домом. В 1868 году ярмарочное купечество "выразило желание устроить водопровод", и к 1870 году все работы под наблюдением Р.Я.Килевейна и по проекту инженера Н.М.Бруннера были закончены в соответствии с планом) по которому центральный район ярмарки обеспечивался водой. Для этого около Крестовоздвиженской часовни по проекту Килевейна была построена высокая водонапорная башня. В 1860-е годы нижегородский купец Э.Шмит выполнил освещение ярмарки 650 фонарями, а к 1885 году было введено электрическое освещение зданий, а впоследствии и улиц, устроенное по инициативе инженера Н.В.Рюмина. Ярмарка в 1860 - 70-е годы представляла собой своеобразный торговый город с высоким уровнем благоустройства и использованием современных достижений строительной техники.