Значение ярмарки как во внутренней, так и во внешней торговле страны с каждым годом увеличивалось. И прежде всего это отражалось на росте ее товарооборота. Так, в 1817 году стоимость привезенных сюда товаров составила 24,1 млн.рублей, в 1840 году она почти удвоилась и в 1850 году достигла 56 млн.рублей. В середине века стоимость привозимых на Нижегородскую ярмарку товаров превышала 60% общей стоимости товаров, прибывавших в Россию.
В 1840-е годы на ярмарку ежегодно приезжало около 15 тыс. купцов, в том числе около 500 купцов из Западной Европы и Америки, 220 купцов из Средней Азии. Это соответствовало населению крупного губернского города. Всего в августе во время наибольшей активизации торговли собиралось до 150-200 тыс. человек.
     
После смерти А.А.Бетанкура (14 июля 1824 года) царским указом от 24 июля 1824 года было объявлено, "чтобы управление работами к окончательному устроению Нижегородской ярмарки было поручено полковнику Бауса", и в том же году Р.Р.Бауса вместе с архитектором А.Л.Леером на основании утвержденного плана разработал проекты новых зданий и сооружений.
В проекте намечен широкий круг инженерных мероприятий: устройство шлюза на канале, соединявшем Мещерское озеро с обводным каналом, трех шлюзов для соединения озера с Волгой, создание новой шоссейной дороги, которая должна была начинаться от моста через Оку, проходить рядом с мечетью, а также предполагалось укрепление "каменной и деревянной обделки" берега Волги на протяжении двух километров там, где находилась главная пристань, и замощение камнем всей площади ярмарки в пределах обводного канала.
В архитектурном ансамбле ярмарки существенное место отводилось колокольне. Она ставилась на главной оси ярмарки, па площади за собором, и еще более усиливала симметричное построение комплекса, хотя в монферрановском ансамбле доминирующую роль по-прежнему выполнял Спасский собор: колокольня, за исключением верхней части шпиля, не просматривалась ни с одной точки гостиного двора. В то же время со стороны канала колокольня, закрывая собор, динамичным силуэтом обеспечивала себе главное место в панораме. В этом заключалась ее градостроительная роль. Она являлась своеобразным маяком для судов, которые должны были входить в озера и коналы ярмарки с Волги.
Колокольня, армянская церковь и мечеть составляли со Спасским собором целостный архитектурный ансамбль, который Лееру удалось создать благодаря согласованию пропорций отдельных их элементов.
     
8 апреля 1839 года был утвержден план Нижнего Новгорода и Кунавинской слободы, выполненный первым городовым архитектором Г.И.Кизеветгером. По проекту предполагались перепланировка Нижегородского кремля как главного административного центра города и создание верхней и нижней волжских набережных с системой плошадей. Важной частью проекта являлось обеспечение удобной связи города с ярмаркой.
В 1830-е годы произошло разрушение важного инженерного сооружения ярмарки - Пырского канала. В 1834 году состояние канала было бедственным. Инженер П.Д.Готман говорил об устройстве шлюзов, что стоимость их ремонта "будет значительно превышать всю могущую производиться от них выгоду". И в 1835 году канал решено было уничтожить. Таким образом, водная система, созданная Бетанкуром, просуществовала всего десять лет. Нарушение связи Мещерского озера и обводного канала с Пырским каналом привело к тому, что "маленькая Венеция" из единой инженерной системы превратилась в два водных бассейна, которые наполнялись водой лишь в весеннее время.
     
В 1820-е годы ярмарка значительно повлияла на формирование прибрежной зоны Нижнего Новгорода, особенно на застройку Рождественской улицы. На ней стали строиться многочисленные каменные дома, использовавшиеся в ярмарочное время под гостиницы и трактиры. К 1840-м годам улицы получили сплошную каменную застройку, в которой выделились усадьбы Голицыных и Строгановых - крупнейших поставщиков железа на ярмарку. По оценке историка М.П.Погодина, "улица... принадлежит к числу лучших улиц не только в России, но и в Европе. Много примечательных зданий с большим вкусом".
     
В не меньшей степени преобразилась застройка и набережной Благовещенской слободы, расположенной на противоположной от ярмарки стороне Оки. Здесь также была предпринята попытка сформировать набережную как сплошную линию двух- и трехэтажных домов. С двух сторон от предмостной Благовещенской площади велась каменная застройка и образовалась целостная набережная протяженность около 1 км.
     
К середине XIX века ярмарка процветала. С экономической стороны она показала себя динамичным, постоянно развивавшимся организмом, оказывавшим влияние на состояние всей торговли России. Ярмарка сформировалась как крупное торговое государственное предприятие, вполне отвечавшее требованиям городского образа жизни того времени. К этому времени был образован уникальный архитектурный ансамбль, который не имел себе равных не только в русском, но и в европейском градостроительстве XIX века.