Основателями династии пермских судовладельцев Каменских были Федор и Григорий Каменские, крепостные князя Голицына. В 1830-е гг. они получили вольную и организовали пароходную компанию «Братья Ф. и Г. Каменские». В 1874 году ими был построен литейно-механический завод для ремонта судов и открыт в Нижнем Новгороде его филиал. Михаил и Василий Федоровичи Каменские, ставшие купцами первой гильдии, поселились в Нижнем Новгороде. Старший сын М.Ф.Каменского Федор Михайлович стал совладельцем торгового дома. Это событие для его жены Ольги Ивановны Каменой стало причиной строительства в Нижнем Новгороде особняка Каменских. Место для него было выбрано в историческом центре Нижнего Новгорода на Верхневолжской набережной.
     
Здание сохранило в целом свой первоначальный облик. В ходе ремонтов 1970-х гг. внутри здания была проведена незначительная перепланировка, касавшаяся устройства санитарного и другого инженерного оборудования. Тогда же была изменена отделка большинства жилых и подсобных помещений (утрачена лепнина, частично заменено заполнение оконных проемов, некоторые оконные проемы цокольного этажа были заложены).
     
Особняк Каменской является частью исторически сложившегося ансамбля Верхневолжской набережной и играет важную роль в формировании силуэта Нижнего Новгорода со стороны Волги.
     
Квартал с усадьбой Каменских ограничен с северной стороны Верхневолжской набережной, с западной – ул. Семашко (бывшая ул. Мартыновская), с восточной – ул. Провиантской, с южной – ул. Минина (бывшая ул. Жуковская). Особняк находится в окружении памятников архитектуры: на востоке – двухэтажный особняк Н.В. Кабачинского, 1912 – 1913 гг. (поздний модерн с классицистическими чертами), памятник истории и культуры регионального значении; на западе – Дом железнодорожника, архитектор Д.П. Сильванов, 1938 г. (освоение классического наследия), выявленный памятник истории и культуры; на юге – Индустриальный институт, архитектор Д.Н. Чечулин, 1929 г. (конструктивизм), архитектор И.Ф. Неймана, 1936 г. (реконструкция с использованием элементов классицизма), памятник истории и культуры регионального значения.
     
Все здание имеет членения двухъярусного сооружения. Цокольный этаж отделен от второго яруса профилированным карнизом, который опоясывает все здание по периметру. Первый этаж (цокольный или полуподвальный) в северной части здания можно считать полноценным первым этажом, а в южной – полуподвалом.
     
Стены, соединяющие основание портика с правой и с левой оградой представляют собой две радиусные кривые, немного вытянутые по фронту здания. Ограда усадьбы проходит по красной линии. Вход на территорию усадьбы предусмотрен со стороны набережной. Для этого с западной стороны особняка имеются ворота и калитка с помещением для сторожей. С южной стороны участок усадьбы ограничен Г-образной в плане одноэтажной, кирпичной, хозяйственной постройкой и гаражом. С восточной и западной стороны территория усадьбы ограничена глухими каменными оградами.
     
В здании запроектировано пять входов. Главный вход на второй этаж здания (первый этаж цокольный) решается с западного фасада. Он представляет собой дорический 4-колонный портик, завершенный парапетом балкона, на который имеется выход с межэтажной площадки парадной лестницы. С северной стороны западного фасада существует вход в помещение сторожей, расположенное в полуподвале под портиком северного фасада. На восточном фасаде появляется лоджия с выходом на участок усадьбы. В решение южного фасада можно отметить наличие 2-колонного упрощенного тосканского портика служебного входа с балконом, на который имеется выход с межэтажной площадки служебной лестницы, связывающей все этажи здания от полуподвала до чердачного помещения.
     
Главный северный фасад симметричен относительно центральной оси портика, выступающего из плоскости стены здания, с восточной и западной стороны которого примыкают два полукруглых эркера (ротонды высотой 2 этажа), развивающие тему симметрии по фронту главного фасада. Стена основания портика имеет дополнительное горизонтальное членение: верхняя часть стены гладкая, а нижняя обработана рельефным крупным плоским рустом. Стена цокольного этажа других фасадов гладкая. Все стены второго яруса обработаны неглубоким плоским рустом. Верхняя часть стен трактована как антаблемент ионического ордера с парапетом, который опоясывает объем здания по всему периметру. Архитрав и фриз представляет собой прямую выкружку и прямой четвертной вал. Мощный карниз украшен крупными модульонами. Такой же карниз обрамляет верхнюю и нижнюю часть треугольного фронтона, венчающего портик главного фасада здания. Колонны (гладкие), капители и антаблемент портика решены в соответствии с каноническим ордером по А. Палладио. В плоскости фасада имеется пять световых осей. В цокольном этаже по центру расположено окно полукруглой формы, два окна (с права и слева) – прямоугольной формы, а окна на криволинейных частях стены имеют форму круга. Оконные проемы второго этажа (два окна по обе стороны от портика) венчают сандрики, опирающиеся на консоли, а нижняя часть проемов декорирована балюстрадой. В центральной части, за колоннами портика, дверной и два оконных проема имеют криволинейное завершение. Оконные проемы третьего этажа всего здания имеют прямоугольную форму без декора. Центральный проем третьего этажа служит выходом на балкон, который опирается на консоли и огражден балюстрадой.
     
На западном фасаде выявлены четыре членения плоскости фасада и четыре световые оси. В левой, северной части западного фасада имеется ризалит с эркером в виде ротонды, венчающая часть (антаблемент с балюстрадой) которой служит балконом третьего этажа. Второй ризалит, расположенный с права, подчеркивает положение главного входа с парадной лестницей.
Проемы цокольного и третьего этажа имеют прямоугольную форму. Оконные проемы второго этажа с обеих сторон портика главного входа имеют криволинейное завершение. Дверной проем над портиком венчает сандрик, опирающийся на консоли, а с права и с лева от проема расположены ниши. Дорический портик главного входа выступает из плоскости ризалита и представляет собой невысокий пьедестал, гладкие колонны (с капителями, без базы), расположенные попарно с каждой стороны от лестницы, антаблемент (с каноническим чередованием триглифов и метоп), завершенный парапетом с тумбочками. Плоскость ризалита по обе стороны от дверного проема расчленена пилястрами, расположенными напротив колонн портика.
Восточный фасад имеет трехчастное деление по горизонтали. Правый ризалит с эркером восточного фасада является зеркальным отображением западного. На ризалите, расположенного с лева, выделяется декор оконного проема второго этажа. Проем окна обведен профилированной рамкой и увенчан сандриком, опирающегося на консоли. Между двумя ризалитами располагается лоджия второго этажа, которая в настоящее время представляет собой закрытое помещение. Над лоджией, на третьем этаже, решен балкон с ограждением в виде балюстрады с тумбочками. Колонны лоджии, служащие опорами балкона, имеют квадратное сечение в плане и обработаны крупным плоским рустом. На фасаде читаются пять световых осей. В нижнем (цокольном) этаже полукруглые проемы окон заложены.
     
Южный фасад имеет пять световых осей, расположенных с правой стороны от портика служебного входа. Положение световых осей асимметрично. На второй световой оси проем окна обведен профилированной рамкой и увенчан сандриком, который опирается на консоли и завершается фронтоном. Над ним расположен оконный проем круглой формы.
     
В 1918 году дом был национализирован и приспособлен под административное здание. В 1970-1980-е гг. здание подвергалось ремонту, в ходе которого оно не претерпело существенных изменений фасадов и планов. Данных о ремонтах более раннего периода не имеется. В настоящее время особняк планируется использовать собственником (федеральная собственность, балансовая принадлежность – Управление делами Губернатора Нижегородской области) как административное здание.
Особняк Каменской в Нижнем Новгороде стал одним из лучших примеров неоклассицизма начала XX века. На фасаде Особняка Каменской имеется информационная доска с текстом: «Объект культурного наследия федерального значения. Дом-особняк купчихи О.И. Каменской. Построен в 1913 – 1914 гг. Архитектор Б.А. Коршунов. Яркий образец архитектуры ретроспективизма неоклассического направления. Восходит к образцам вилл эпохи итальянского Возрождения выдающегося зодчего XVI века Андрея Палладио».