ИЗ ИСТОРИИ ВАСИЛЕВОЙ СЛОБОДЫ

Базарная площадь История Василевой слободы уходит в седую древность. К сожалению, документальных данных о том, когда точно и кем это поселение было основано, не сохранилось. Ни одна из летописей, дошедших до нас, не обмолвилась ни о дне его рождения, ни об имени его основателя. Такова судьба, между прочим, большинства древних русских поселений. Предполагают, однако, что Василево обязано своим названием внуку Владимира Мономаха — Василию Юрьевичу, сыну Юрия Долгорукого, и что по своему «возрасту» оно едва ли не ровесник древнему Городцу-Радилову, являвшемуся в течение ряда столетий столицей удельного Городецкого княжества, в состав которого оно входило и служило, очевидно, маленькой крепостцой, подспорьем «переднего» русского города на Волге. Рождение Городца летописи относят к 1152 году. Его основатель Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Заложив город и превратив его в крепость, Юрий Долгорукий посадил на княжение в Городце своего сына Василия Юрьевича, который княжил здесь с 1155 года по день своей смерти, то есть до 1171 года. Предполагают, что в честь его и названа была крепостица, построенная на противоположном берегу Волги, возможно, отцом, а, может быть, и самим Василием и служившая пунктом, выполнявшим роль связующего звена между Суздалем и Владимиром с одной стороны и Городцом — с другой.

Первым историческим документом, подтверждающим факт существования Василевой слободы, является договорная грамота великого князя Московского Василия Дмитриевича с двоюродным дядей Владимиром Андреевичем от 1405 года. Вот что в ней говорится: «Се аз князь Великий Василий Дмитриевич отступил брату своему молодшему князю Владимеру Андреевичу в удел и в отчину Волока, Городца с волостями, а волости Городецкие: Белогородье, Юрьевец, Корякова слобода и Чернякова и Уньжинская тамга, и что в Городце и тех волостях пути и пошлины, то все брату моему князю Володимеру и его детям». В Нижегородских же платежницах XVII века указывается, что Василева слобода — центр Белогородской волости.

Церкви на Воскр. горе.Весной.jpg То же говорит и географический статистический словарь Российской империи XIX столетия: «Василева» слобода в XV, XVI, XVII веках была главным мостом Белогородской волости». От Владимира Андреевича Василево перешло сыну, а от него досталось князьям Шуйским. Василеву не суждено было стоять на широких путях истории. Лишь однажды она отметила его своим вниманием. В 1615 году у Василева произошла битва нижегородских ратников с казацко-польскими бандами Заруцкого и Яцкого, закончившаяся полным поражением последних. В начале XVII века панская Польша, а также Швеция выступили с притязаниями на московский престол. Русский народ поднялся на решительную борьбу против врагов. Трудной была эта борьба. Врагам удалось временно захватить значительную часть русского государства. Поляки овладели Москвой, шведы — Новгородом. Нижегородцы могут гордиться тем, что один из великих мужей, возглавлявший борьбу русского народа против иноземных захватчиков, К.М. Минин был их земляком (Минин родом из Балахны). В 1611 году после двухлетней обороны пал Смоленск, враги ликовали, но преждевременно.

В конце того же года Минин — «выборный человек всей России» — собирает ополчение, его возглавляет Д. М. Пожарский (Минин в 1611 году приехал к полководцу — князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому с предложением возглавить Нижегородское ополчение в с. Пурех (Чкаловский район), где князь отдыхал после ранения под Москвой.

Село Пурех с округой входило в вотчину Д. М. Пожарского и было его центральной усадьбой. В начале марта 1612 года многочисленное ополчение вышло из Нижнего Новгорода. В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского освободило Москву. Однако, несмотря на то, что гроза, принесшая столько зла народу, уже прошла, ее раскаты много лет еще эхом отдавались по бескрайним просторам Русского государства. Иван Заруцкий с полчищами казаков долго еще гулял на Яике (Урале). Его брат разбойничал в верховьях Волги. Многим волжским городам угрожала тогда серьезная опасность, тем более что братья задумали в Астрахани объединить свои силы, для чего Захарий Заруцкий решил спуститься вниз по Волге. Особенно ненавистен был казакам Нижний Новгород — родина ополчения Минина и Пожарского. Но планам братьев не суждено было осуществиться. Воевода Одоевский разбил казаков на Яике. Иван Заруцкий с Мариной Мнишек и «паренком» были взяты в плен. Нижний избавился от опасности с юга и с низовьев Волги, но казаки, предводительствуемые Захарием Заруцким и товарищем его Яцким, все еще грозили ему сверху. Они, узнав о казни Ивана Заруцкого, оставили свое намерение идти в Астрахань, соединились с юртовскими и романовскими татарами, ограбили Ярославскую и Костромскую области, пошли было на Галич, но вдруг повернули на Нижний Новгород. Это было в конце декабря 1614 года. «Января 4 дня 1615 года они достигли Василевой слободы и расположились станом, готовясь сделать нападение на Нижний Новгород. Князь Лыков-Оболенский, стоявший с войском у Ярославля, узнав о движении Заруцкого и Яцкого, поспешил за ними и в тот день, когда они пришли к Василевой слободе, догнал их и сделал нападение. Казаки защищались отчаянно, но ратники Лыкова одолели их, обратили в бегство, гнали и топтали на пятнадцати верстах, причем много взяли в плен. Заруцкий и Яцкий с остатками единомышленников успели убежать к Унже, часть разгромленного отряда укрылась в непроходимых пестяковских лесах и болотах, но не избежали гибели». До сих пор пестяковцев дразнят ляхами — отголосок тех лет.

панорама В начале XVII века Василева слобода — родовая вотчина царя Василия Ивановича Шуйского. Когда же в 1610 году Ва¬силий Шуйский был свергнут с престола, село перешло в собственность его жены — Екатерины Петровны. Царица была заточена в Вознесенском монастыре, где, бездетная, и закончила свои дни. Новый царь Михаил Федорович Романов отписал слободу к Вознесенскому Московскому монастырю «на помин душ Шуйских». В течение почти двух веков Василево — монастырское владение.

В Василевой слободе существовали два монастыря: Вознесенский женский и Покровский мужской. Покровский мужской монастырь находился в прибрежье р. Волги в районе предгорья Покровской горы. Дальше к деревне Беседы находились два кладбища — православное и староверческое.

Территория — кроме Покровской горы — затоплена в 1955 году. Вознесенский женский монастырь находился на территории современного ДК им. В. П. Чкалова, а ниже к Волге находилось Вознесенское кладбище. В 1764 году система монастырских владений была ликвидирована. И расскажу я вам байку одну, о которой говорят, как о правде. Пришли монахи к Екатерине II с просьбой вернуть монастырские земли и в просьбе своей ссылались на Петра I, что вот, дескать, тот не лез на рожон и земли монастырские не отнимал.

Приказала Екатерина II посмотреть архивы, как император Петр I решал подобные вопросы. Посмотрели. На одном из монастырских писем-просьб, перечеркнутом по листу крестом, было написано коротко:
«А х... не хотите, господа монахи?»
И широкий росчерк — Петр I.
Екатерина II улыбнулась и добавила:
— А посему я, женщина, господа монахи, и этого обещать вам не могу.
Василева слобода перешла в разряд экономических. Государственная слобода стала островком среди помещичьих латифундий. Однако жизнь василевских крестьян не была от этого легче. В данном случае отличие заключалось лишь в форме феодальной эксплуатации. Кстати, формы барской эксплуатации в деревнях и селах близлежащей округи во многом были тождественны формам государственной эксплуатации. Это объяснялось прежде всего тем, что в районе (между прочим, это было характерно и для всей бывшей Нижегородской губернии) мелкопоместные помещики типа госпожи Простаковой или Коробочки были исключением. Типичным было другое — деревни и села, расположенные на территории нынешнего Чкаловского района, являлись собственностью сановных вельмож, крупных феодалов, помещиков, князей и графов — Пожарских, Грузинских, Лыковых, Симбирских, Нарышкиных, Гончаровых, Турчаниновых, Толстых, Потоцких. Феодалы редко здесь бывали, почти никто из них не имел здесь даже усадеб (за исключением графов Турчаниновых), барская земля, как правило, отдавалась крестьянам в пользование, за что они платили барину оброк.<...>

Персидский, В. А. Из истории Василевой слободы // В. А. Персидский. Сказание о земле Василевской - Чкаловской: посвящается 100-летию со дня рождения Валерия Павловича Чкалова. - Н. Новгород: Нижполиграф , 2004. – С. 18-28.