СВЯТЫНЯ ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ Мало кто знает, что на Нижегородской земле без малого 400 лет находится величайшая по своей значимости российская святыня - Животворящий Крест Господен. Ранее слава о нем шла не только по Нижегородской, земле, но и по всем окрестным губерниям. История этого Креста замечательа, и с ней связано несколько преданий. Епископ Нижегородский и Арзамасский Иаков пишет о самом Кресте и истории его появления на Нижегородской земле так: «Распятие Иисуса Христа на древе обпоженномъ серебряною оправою, мерою въ длину трехъ аршинъ, которое по устному преданию принесено княземъ Пожарсткимъ изъ Соловецкаго монастыря по случаю моровой в его имении язвы...» («Нижегородские губернские ведомости» № 24, 1847). Известный нижегородский краевед Гациский А.С. в описании своей поездки в село Пурех 21 мая 1887 года, где в Спасо-Преображенской церкви находился в течение 250 лет этот Крест, дополняет это предание еще одним («Нижегородский летописец», Н.Н. 2001), а именно: священник Спасо-Преображенской церкви Кудрявцев Михаил Петрович представил ему список (копию - авт.) рукописи «Летопись о Животворящем Кресте Господнем», сделанную ранее священником этой же церкви Иоанном Лебединским с какого-то оригинала или тоже со списка. В этой летописи ска-1 зано, что Крест этот сделан в Соповецком монастыре «тщанием и трудами» преподобного отца Савватия, настоятеля мо¬настыря, и передан «на содержание Князя Пожарского» в 1606 году. Здесь же сказано, что до этого Крест 126 лет находился в церкви Соловецкого монастыря. Судя по этому преданию, Животворящему Кресту Господню сейчас 524 года. Тот же священник И. Лебединский в своей статье «Село Пурех с его приходскими деревнями» («Нижегородский сборник», т. Н, Н. Н., 1869) пишет, что: «Онъ (Животворящий Крест Господен - авт.) каждогодно, съ разрешен от епархiальнаго на¬чальства, носится, на августъ месяцъ, балахнинского уезда въ село Гордеевку, куда, кроме прихожанъ этого села, приходятъ для принесенiя ему своих молитвъ не только жители Н ижняго-Новгорода и Кунавина, но мног'ю изъ купцов и торговцевъ нижегородской ярмарки». Еще одно предание о Животворящем Кресте Господнем говорит о том, что «...этоть крестъ Русск'в затопили въ болоте, чтобы онъ не достался въ руки идолопоклонников, что князь Пожарский, будучи на охоте нашелъ этот крестъ. - Эта святыня считается чудотворною» (примечание в «Нижегородских губернских ведомостях, №24, 1847, к описанию Креста епископом Иаковым). Есть еще одно упоминание о судьбе Животворящего Креста Господня, уже в наши дни - в статье ныне покойного нижегородского художника, краеведа Терентьева А.Д. «Крест Господен», опубликованной им в Чкаловской районной газете «Знамя» за 25 мая 1991 года. Терентьев пишет: «В 7935 году в ночь с субботы на воскресенье Крест Господен был вывезен (из села Пурех - авт.) по дороге на Василево. Старожилы видели, как тяжело поднималась лошадь в Чуховскую гору, как не хотел Крест расставаться с 300-летним пребыванием в, Спасо-Преображенской церкви... И оказался Крест в Высоковской церкви Нижнего Новгорода. Там он и сейчас».
Действительно, в настоящее время уникальный памятник седой древности, драгоценнешая святыня России и земли Нижегородской, 500-летний Животворящий Крест Господен находится в церкви Живоначальной Троицы в Нижнем Новгороде. Там же находится и список рукописи «Летопись о Животворящем Кресте Господнем», возможно тот, о котором писал Гациский А.С. в «Нижегородском летописце». В самой Спасо-Преображенской церкви села Пурех сегодня нет ни одной из реликвий, описанных епископом Иаковым в «Нижегородских губернских ведомостях» №24 за 1847 год. Все они были вывезены властями из церкви в 1935-1937 гг. Судьба большинства из них неизвестна. А еще в середине XIX века наш знаменитый земляк, редактор «Нижегородских губернских ведомостей», писатель Мельников П.И. (Мельников-Печерский) был обеспокоен за сохранность этих реликвий, вопрошая: «Целы ли эти вещи? Оне суть достояние нашего народа».
Шматов, В. Святыня земли Нижегородской / В. Шматов // Знамя (Чкаловск). - 2004. - 2 нояб.
|