Семь чудес
Нижегородской области

 БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

      Основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. Он расположен на высоком правом берету реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и представляет собой в настоящее время величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов, возведенных на узкой береговой террасе в 17-19 веках.

      Монастырь был создан как оплот Православия, для распространения благой вести о Христе в языческих землях, и имел важное миссионерско-просветительское значение для всего Поволжья.

      В 1229 году, монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса. Как сообщает летописец, "в лето 6737 (1229) придоша мордва с Пургасом в Новугороду, и отбишася их новгородци; и зашегши монастырь Пресвятые Богородици".

      Монастырь был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность - до середины XIV века. По летописям известно, что в 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. Согласно легенде, он остановился на берегу Оки на отдых, возле источника под горой, недалеко от разрушенной Благовещенской обители. Печальное зрелище разоренного монастыря не оставило святителя Алексия равнодушным, и он дал обет Богу: в случае успешного своего возвращения восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Заботами архипастыря в 1370 году была построена, а в 1371 году освещена белокаменная одноглавая церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре. К сожалению, Благовещенская церковь, основанная святителем Алексием, не сохранилась до наших времен (она был перестроена в 17 веке), но возвышенный облик ее известен по изображению на створке киота иконы Алексия Митрополита (конца XV века) и древней надписи.

      Возрожденный в XIV веке Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Так, великий князь Нижегородский Борис Константинович, у которого святитель Алексий крестил сына Иоанна, пожаловал Благовещенскому монастырю в 1393 году "рыбные ловли и бобровые гоны по реке Суре с шестью озерами и другими прилежащими угодьями". Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI-XIX веков.

      В середине 19 веке наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексиевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) - во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894).

      В 1919 году после Октябрьской революции Нижегородский Благовещенский монастырь был закрыт. Постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещались школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т.д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя Святого апостола Андрея Первозванного.

      В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы - золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое.

      В 1923 году, на основании официального заключения светских властей, уничтожили каменную надкладезную часовню во имя святителя Алексия над святым источником, как ветхое и не представлявшее особой архитектурной ценности сооружение. В связи с этим, в 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви, который на тот момент возглавлял архимандрит Иосиф (Каменецкий), монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Однако, не взирая на то, что все его сооружения были причислены к первой категории памятников, охранявшихся государством, эти меры не могли уберечь монастырь от разорения.

      Более того, музей использовал святыни монастыря в экспозициях собственных выставок, которые, как правило, носили атеистический характер. Так, в 1927 году церковной общине было предложено выдать для музея наиболее ценные иконы Божией Матери, но верующие сумели тогда защитить свои святыни от поругания.

      В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализировали, и церковная жизнь в бывшем монастыре прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвержены различным притеснениям и гонениям.

      В 50-е годы XX столетия в Алексеевской церкви было решено разместить Планетарий. При этом были снесены малые главы, понижен центральный световой барабан и уничтожена восточная часть стены с башнями и въездными воротами.

      Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда главный Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса, по милости Божией, был возвращен Нижегородской епархии. В стенах обители возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения.


Архитектурный ансамбль Нижегородского Благовещенского монастыря


      Пятиглавый Благовещенский собор монастыря, сохранившийся до наших дней, был построен в 1648-1649 годах артелью монастырских каменщиков под руководством соборного старца Вельямина Черсткина. Этот храм стал основой композиции всего монастыря. Собор возводился по типу крупных шестистолпных храмов, но западная пара столбов в интерьере отсутствует. Вместо них - увеличенный пролет, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками. С запада и севера к стенам собора примыкает галерея. Боковые главы имеют шлемообразную форму, а центральная - луковичную, что было редкостью для XVII века. Над ризницей (южной частью алтаря) размещалась монастырская библиотека с богатым собранием рукописных книг. Первоначально большая глава была покрыта зеленой черепицей, а остальные опаяны белым железом. В ходе реставрации 1980-х годов все главы были обиты медью.

      Следующей по времени монастырской постройкой является Успенская церковь с монастырской трапезной. Первое упоминание о ней относится к 1652 году. Успенская церковь занимает юго-западную часть территории монастыря. Здание вытянуто на ширину примыкающей к ней трапезной и завершается двумя стройными декоративными шатрами. Церковь вместе с трапезной стоит на высоком подклете, где была устроена кухня. Дымоходы и система вентиляции были сконструированы так, что тепло, образующееся при приготовлении пищи, использовалось и для отопления самого помещения храма. К трапезной примыкает колокольня, убранство верха которой повторяет форму шатров Успенской церкви и отличается мастерством и изяществом исполнения. Интересно, что колокольня совершенно не пострадала во время смерча 1974 года, когда порывом ветра были срезаны находящиеся совсем рядом верхушки шатров церкви (восстановлены по проекту архитекторов В.Д. Лапина и В.Я. Чащина).

      Одноглавая Сергиевская (первоначально - Алексеевская) церковь заменила собой Благовещенскую церковь XIV века (остатки ее фундамента были найдены при реставрации в 70-х годах XX века). Поднимающийся восьмериком храм возведен по храмозданной грамоте 1690 года на средства ушедшего на покой в Благовещенский монастырь патриаршего ризничего Иосифа Булгакова. Его окна украшены наличниками, характерными для русского барокко конца XVII века. Церковь была возведена в честь святителя Алексия, особо почитаемого на Руси с конца XIV века. Однако после возведения нового, более просторного храма (Алексеевской церкви), она была переосвящена и стала называться Сергиевской, в честь Сергия Радонежского, который побывал в Нижнем Новгороде в 1365 году. С переводом в город Макарьевской ярмарки Благовещенский монастырь, хорошо просматривавшийся с Оки и находившийся напротив Ярмарочного комплекса, стал визитной карточкой Нижнего Новгорода. В связи с большим количеством гостей и паломников, появилась необходимость в его расширении, разрешение на которое вскоре было получено. Алексеевская церковь строилась в комплексе монастыря в 1821-1834 годах. Проект был создан архитекторами И.И. Межецким и А.Л. Леером. Просторное здание с четырьмя колонными портиками, расположенными по странам света, высокой центральной главой с куполом и малыми боковыми главами по углам, вполне соответствовало основным канонам классицизма. Площадь перед церковью в 1823-1826 году была ограждена каменной стеной с двумя угловыми башнями, созданными под руководством архитектора В.Н. Воронова и по его проекту.

      В 50-е годы XX столетия в Алексеевской церкви было решено разместить Планетарий. При этом были снесены малые главы, понижен центральный световой барабан и уничтожена восточная часть стены с башнями и въездными воротами. В настоящее время в монастыре ведутся реставрационные работы по восстановлению первоначального архитектурного облика.