О депутатской и государственной деятельности Валерия Павловича рассказывают экспонаты этой комнаты музея, бывшей столовой. 10 ноября Чкалов послал из Москвы Горьковской окружной избирательной комиссии телеграмму, где он благодарил избирателей-горьковчан и сообщал, что ЦК ВКП(б) дал ему разрешение избираться у земляков. Это сообщение было встречено с большой радостью. Чкалова любили и знали на родине. На многочисленных митингах были приняты приветствия на его имя. Со всех сторон полетели телеграммы с просьбой побывать у избирателей.

      Валерий Павлович за время предвыборной кампании объехал и облетел 16 районов Горьковской области и 5 районов Чувашии. Его слушали 630 тысяч трудящихся. В одном из выступлений Чкалов говорил: «Я обещаю не щадить сил, работать во славу Родины и ее замечательного воздушного флота... Обещаю приложить все свои силы, чтобы не запятнать высокого звания депутата Верховного Совета СССР, никогда не «финтить», не свертывать с правильного пути, не забывать о своей зависимости от народа, от избирателей...»

      Многочисленные фотографии, рисунки. На них мы видим Чкалова, выступающим на предвыборных собраниях, митингах, на встречах с избирателями. 12 декабря 1937 года на выборах в Верховный Совет он был избран депутатом в Совет Национальностей от 2,5 миллиона трудящихся Горьковской области и Чувашии.

      На письменном столе, за которым Чкалов работал в своей московской квартире, лежит объемистая папка с депутатской перепиской. Содержание ее в какой-то степени приоткрывает еще одну сторону характера Чкалова. Прежде всего бросается в глаза, что, оставаясь все-таки натурой исключительной, познав уже огромную славу и популярность, Чкалов не утрачивает органически присущей ему простоты и доступности. Доказательства этому — бесконечные обращения к нему как к депутату и просто просьбы помочь разобраться в какой-то семейной неурядице или житейском затруднении. Очень много писем приходило от молодежи. В большинстве из них — откровенное восхищение почти ошеломляющим мастерством летчика и, конечно, просьбы помочь поступить в авиационные школы.

      Большое внимание уделял Валерий Павлович родному поселку. Он был всегда желанным и почетным гостем на всех предприятиях, в учреждениях, школах. В этой же комнате экскурсанты узнают о присвоении Чкалову высоких воинских званий: звания полковника в 1937 году и комбрига в 1938 году.

      В витрине — форма комбрига, в которой Чкалов был последний раз в отпуске на родине в ноябре 1938 года, пилотское свидетельство летчика 1-го международного класса. Привлекает внимание фотография Чкалова с судейской повязкой на рукаве и сама повязка. Еще в летном училище Валерий начал заниматься спортом (был членом футбольной команды). С того времени спорт стал постоянной привязанностью Чкалова, особенно мотоциклетный и автомобильный, требующий наибольшей отваги, ловкости и силы.

      Чкалову очень не нравилось что большинство рекордов ставилось на машинах иностранных марок: «Харлеях», «Индианах» и пр. Летом 1938 года перед розыгрышем первенства страны по мотоциклетному спорту он поделился своими соображениями со спортсменами, и сам, загоревшись от мысли за короткое время подготовить отечественные машины, уверенно пообещал, что первенство страны будет проведено на советских мотоциклах.

      И Чкалов сдержал слово. В сентябре 1938 года в Киеве 200 лучших спортсменов на мотоциклах новых советских конструкций выстроились на старте. Результаты, достигнутые в этом соревновании, показали, какие неисчерпаемые возможности таит в себе мотоциклетный спорт и наша мотопромышленность.

      Неизменный главный судья крупнейших мотосоревнований, Валерий Павлович заботился о всех мелочах: сам объезжал трассу гонок, следил за режимом питания, размещением участников, сам осматривал мотоциклы, настойчиво требовал помощи от всех вышестоящих организаций. Был особенно требователен в вопросах дисциплины. Все время повторял, что оборонный спорт не терпит партизанщины, расхлябанности. Спортсмены, видя на судейской трибуне Чкалова, всегда чувствовали себя уверенно и как-то по-особенному собранно, приподнято.

      Валерий Павлович учил, как должен судить соревнования советский судья. Беспристрастие, объективность были основой решений всех судейских коллегий, работающих под его руководством. Последняя комната — бывшая спальня Чкаловых. Экспонаты этой комнаты расскажут о последнем дне и минутах жизни Валерия Павловича, о его трагической гибели.

      Случилось это в морозный день 15 декабря 1938 года при испытании самолета-истребителя И-180 конструктора Н. Н. Поликарпова. Испытания проходили на одном из аэродромов Москвы. У самолета отказал мотор, когда летчик шел на посадку. До аэродрома Чкалов не дотянул всего только около 2 километров. И здесь, как всегда, Валерий Павлович был верен себе и старался спасти прежде всего самолет.

      В витрине, в шкафу, хранится одежда его последнего полета и личные вещи. Кожаная летная куртка, шлем, краги, фетровые бурки, бриджи, гимнастерка с двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. Тут же и нераскрытый парашют. Часто спрашивали Чкалова, почему в сложных критических моментах он не пользовался парашютом. Валерий Павлович неизменно отвечал: «Я испытываю дорогостоящую материальную часть — самолеты, на которые затрачено много человеческого труда и средств, поэтому стараюсь спасти самолет, а вместе с ним и себя. Обожаю парашют, но предпочитаю обойтись без него». В данном случае он опасался, что неуправляемый самолет упадет на жилые районы, к тому же высота была слишком мала. По стенам комнаты — фотографии, на которых запечатлены минуты прощания с выдающимся советским летчиком: траурная процессия, митинги, прошедшие по всей стране.

      Похоронен Валерий Павлович в Москве, урна с его прахом покоится в Кремлевской стене. После второго своего перелета Валерий Павлович мечтал совершить полет, как он выражался: «Махнуть бы вокруг шарика». К этому полету готовился, хлопотал по созданию самолета, способного без посадки обогнуть земной шар- мечта не осуществилась но ее осуществили советские граждане — летчики-космонавты.

      Посетитель сможет познакомиться с теми, кто осуществил мечту Валерия Павловича. На стенде — фотографии первооткрывателей космоса, побывавших в музее и оставивших свои записи. И все-таки мы не прощаемся с Чкаловым в этой траурной комнате. И не только потому, что, вопреки фактам, не можешь до конца поверить в случившееся. Нас поддерживает мысль, что через некоторое время мы вновь увидим живого Чкалова. Сделать это помогают экспонаты павильона-ангара, который был построен в 1957 году рядом с мемориальным домом. Глядя на авиационную технику 30-х годов, как бы вновь перелистываешь страницы жизни Валерия Павловича Чкалова, потому что его биография неотделима от биографии каждого испытанного им самолета.

      Распластав свои могучие крылья, стал на вечную стоянку легендарный уникальный самолет АНТ-25, или «РД» (рекорд дальности). На нем в 1936 — 1937 годах командир экипажа В. Чкалов, второй пилот Г. Байдуков и штурман А. Беляков прославили советскую авиацию, совершив два дальних беспосадочных перелета, которые вошли в историю авиации всего мира. Стоит он как символ мужества, мастерства, воли, дерзновения советских летчиков, совершивших подвиг во славу советского народа. Рождение самолета относится к 1931 году. Руководил созданием проекта самолета генеральный конструктор А. Н. Туполев. Строились два экземпляра самолета — опытный и его дублер.

Следующая                                                                           Вверх