Мы находимся по адресу: Нижегородская обл., г.Чкаловск, пл. В.П. Чкалова, ДКС
|
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
"У истоков
российской государственности"
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
В 988 г. Древняя Русь приняла христианство как государственную религию. Процесс христианизации протекал постепенно, и его начало лежит много раньше этой условной даты, взятой из летописи. Если не вспоминать легендарных данных о проповеди апостола Андрея на берегах Днепра, то четкие свидетельства о начале христианизации древнерусских племен относятся к IX в. Одной из первых на Руси крестилась княгиня Ольга (в крещении Елена). Что же заставило ее внука Владимира Святославича принять решение о введении православия в качестве государственной религии? Причин, как считается, было несколько. Когда молодой князь Владимир возглавил в 978 г. Киевскую Русь, перед ним в качестве первоочередной задачи встала задача сплочения Руси. Религиозные верования могли этой цели способствовать, поэтому он вводит единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но эти верования были чисто регионального значения, а Киевская Русь уже вступала в контакты со странами, где религией было христианство. Чтобы чувствовать себя с этими странами на равных, нужно было иметь и что-то, их объединяющее. Владимир это возможное единство увидел в христианстве. Оно могло способствовать и единению самой Руси, т.к. в разных районах страны часто были свои местные божества, христианство же, не признавая "ни эллина, ни иудея", выступало для всех единым.
Христианские страны, а особенно соседняя Византия, были развитыми во всех отношениях (для своего времени, конечно) государствами. Принимая христианство, как полагал Владимир, он примет и сможет плодотворно использовать и их культуру, науку, ремесла и прочие.
Выбор был сделан Владимиром в пользу христианства по византийскому (греческому, православному) образцу. Во-первых, в отличие от католичества, в православии Церковь не являлась независимой от монарха силой. Владимиру, стремящемуся к объединению страны, не нужна была Церковь, дающая еще один повод для смут. Во-вторых, сыграла свою роль и близость к Киевской Руси православной Болгарии, крестившейся на 100 лет раньше. В Болгарии уже были богослужебные книги на болгарском языке – результат деятельности просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. Язык болгар был близок древнерусскому, поэтому книги можно было не переводить, а просто переписывать, богослужение вести на близком к родному языку, а не на латыни, непонятной людям, как это было на католическом Западе.
Не сразу население Киевской Руси согласилось отречься от своих богов и божеств. Пришлось крестить многих "мечом и огнем". Но пришлось пройти Владимиру и через это, ибо для него крещение не сводилось к чисто религиозному акту: для него это была глубокая реформа, которая позволила бы в исторически краткий срок догнать передовые страны.
Каковы же результаты и последствия крещения Руси? Изменились все стороны жизни древнерусского общества. Потребовалось большое количество священнослужителей, а значит, нужны школы, нужны богослужебные книги – значит, необходимо создать условия для работы писцов, подготовить этих людей. Массовая подготовка их приводит к распространению грамотности. Для украшения церквей (а их к концу правления Владимира было только в одном Киеве несколько сот) нужны иконы, мозаики, нужны мастера каменного зодчества. Все это свидетельствует о развитии древнерусского искусства и ремесла.
Христианство требует соблюдения большого количества постов, нужна растительная пища, поэтому развивается быстрыми темпами огородничество.
Русских людей стали волновать и проблемы более высокого порядка, можно сказать, философские, правда, облечены они были в богословскую форму. Своеобразными научными центрами стали монастыри, которые появились на Руси при сыне Владимира — Ярославе Мудром. Здесь пишутся летописи, создаются произведения, имеющие важное богословское и политическое значение. К таким относится, например, знаменитое "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона.
Итак, христианизация Руси была огромным прогрессивным переворотом во всех областях жизни древнерусского общества.
Из книги Бенедиктов, Н. А. Словарь русской истории / Н. А. Бенедиктов, Н. Е. Бенедиктова, Е. Н. Базурина. – Н. Новгород : Три богатыря ; Братья славяне, 1997. – С. 293.
|