На сайт

 

Читательская конференция по книге Карпенко В.Ф.
«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»


Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши односельчане, гости, ребята. Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести читательскую конференцию по книге Виктора Карпенко «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский».

Виктор Федорович Карпенко родился 8 сентября 1951 года в городе Чулым Новосибирской области в семье железнодорожника. Все его детство прошло под гудки паровозов и тепловозов, в играх среди штабелей шпал, рельсов, стоявших в тупиках ржавеющих паровозов и ждущих зимы снегоочистителей. Любил рисовать, потому с 11 лет начал заниматься в кружке, а позже в художественной студии. После окончания школы он мечтал поступить в Художественный институт им. Сурикова и серьезно готовился к этому, но жизнь распорядилась по-своему. В 1968 году Виктор Федорович поступил в Ставропольское высшее военное командное училище и 30 лет прослужил в Вооруженных Силах, в Ракетных войсках стратегического назначения. Завершил службу в звании подполковника.

Находясь в армии, заочно окончил исторический факультет Киевского государственного университета, а после завершения службы — Институт прикладной экономики при Волго-Вятской академии государственной службы. На конкурсной основе пришел работать в областную администрацию первым заместителем директора департамента организационной работы, государственной службы и кадров, а через полтора года был назначен на должность зам. министра, директора департамента культуры и искусства Нижегородской области. Работал в администрации до декабря 2002 года. В настоящее время — исполнительный директор некоммерческой организации «Фонд «Народный памятник».

Писать начал в 30 лет. Первым произведением стал исторический роман «Алена Арзамасская», которому отдал почти шесть лет. Затем появилась повесть «Войсковая стажировка». Сегодня написано и издано более двух десятков книг, а также большое количество рассказов и научных статей в различных коллективных сборниках и журналах. За исторический роман «Братья» в 2002 году стал лауреатом премии «Нижний Новгород».

Книга Карпенко Виктора Федоровича вышла в серии библиографических очерков «Жизнь знаменитых нижегородцев». Эта серия посвящена людям, прославившим Нижегородский край, оставившим о себе добрую и вечную память.

Имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского издавна являются символами беззаветного героического патриотизма, готовности идти на жертвы во имя России. Их имена навеки останутся в сердцах людей. Поэты и писатели, скульпторы и художники увековечили в своих произведениях память о них.

1812 год... Наполеон шел на Москву. Император Александр I в своем манифесте сказал: «Неприятель вступил в пределы наши и продолжает нести оружие свое внутрь России... Да найдет он на каждом шаге верных сынов России... Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом гражданине - Минина... Народ русский! Храброе потомство храбрых славян!.. Соединяйтесь все!»

С площади Минина в 1941 году уходили нижегородцы на войну, тогда, проходя по площади, они вспоминали ратные подвиги наших предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, а также, что не маловажно для нас, подвиг Минина и Пожарского. Именно про них Ю.Адрианов сказал:

«Земля моя, седыми временами
Шла сквозь века, не падкая на лесть:
Отмечена такими именами,
Что многим странам сделали бы честь!»

А с 2005 года 4 ноября мы отмечаем праздник – День народного единства. История переносит нас в тот далекий год, год Смутного времени для страны.


«История смуты»
/Сообщение подготовила учащаяся 7 класса Вершиловской средней школы
Светлана Свистунова/


С 2005 года 4 ноября в России мы отмечаем новый для себя праздник – День народного единства. Инициатором его учреждения выступили Русская православная церковь и представители крупнейших религий, представленных в России. Центром праздничного действия стал наш город – Н. Новгород. Именно отсюда в 1612 году вышли отряды народного ополчения, чтобы освободить Москву от иностранных интервентов. История праздника переносит нас в тот далекий год, год выхода страны из кризиса Смутного времени.

Семнадцатый век Россия встречала смутой, кровью, голодом. Царь Борис Федорович Годунов не устраивал многих и по самым различным причинам. Главной явилась та, что он уступал в знатности и богатстве представителям более древних боярских родов. К тому времени в силу вошли Романовы — пятеро братьев Никитичей. А когда к осени 1600 года царь Борис серьезно заболел и пошли упорные слухи о его близкой кончине, братья решили, что час их пробил. Кто-то из дворян донес царю, что Романовы хотят его отравить. Братья были схвачены, пытаны и сосланы: После расправы над Романовыми в живых из них остались только Филарет и Иван.

Но боярский заговор — не самая страшная беда, обрушившаяся на Московское государство в годы царствования Бориса Годунова. Неурожаи. Они следовали из года в год. Голод своей костлявой рукой сдавил Русь. Люди ели траву, кору деревьев, кожу, живность, дело доходило до каннибализма. Вымирали целыми селениями. Предпринятая царем раздача голодающим денег обернулась еще большей бедой: тысячи людей устремились в Москву. Цены на хлеб взлетели до неимоверных высот. В столице начались погромы, разбой, голодные бунты, и не только в столице. Народ ожесточился до крайности, опять поползли слухи, что „коварный Бориска" приложил руку к убийству царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного. Многие говорили наоборот, что Дмитрий не убит в Угличе, а жив, чудом спасся и скоро придет в Москву с войском, чтобы законно сесть на престол. Все это вынудило Бориса Федоровича усмирять недовольных, карать поднявшихся, казнить непокорных.

Россия всегда была лакомым куском для алчущего земель Запада, а в начале XVII века, ослабленная борьбой за власть, голодными бунтами, смутой, стала доступна. И этим тут же воспользовались ближайшие соседи — поляки. В конце лета 1604 года самозванец Гришка Отрепьев под именем царевича Дмитрия выступил в поход на Москву из Речи Посполитой. Через него польский король Сигизмунд III думал получить русские земли и утвердить веру католической церкви. Города открывали перед самозванцем ворота, тысячи обманутых крестьян и горожан вливались в его войско. Патриарх Иов и князь Василий Иванович Шуйский разъясняли народу, что идет не законный наследник престола, а самозванец Отрепьев — сын стрелецкого сотника, убитого в пьяной драке в Немецкой слободе, но народ не хотел верить этому.

Первое сражение с царской ратью он проиграл, но это не остановило Лжедмитрия. Со всех сторон к нему шли люди, и вскоре его войско выросло десятикратно. Внезапная смерть Годунова и восшествие на престол его сына Федора только подлили масла в огонь. Шуйскому и патриарху Иову уже никто не верил, ибо „царевич Дмитрий" был близко от Москвы. Шестнадцатилетний царь Федор с матерью Марией Григорьевной были схвачены, брошены в тюрьму, а через несколько дней удавлены.

20 июня 1605 года Гришка Отрепьев с огромной свитой и войском въехал в Москву. Столица встречала его малиновым перезвоном, а столичные жители ликованием. „Царевич Дмитрий" был неказист, роста невысокого, рыжеволос, с крупными бородавками на бритом лице. Но народ не замечал этого. Главное — восторжествовала правда и „законный" наследник сядет на царский трон. Но он не спешил отдать Сигизмунду III обещанные земли, а Риму русскую церковь. Он также не оправдал ожиданий ни простого народа, ни боярства. Григорий жил вольготно, проводил время в забавах, гульбе, привечая иноземцев и не соблюдая христианских канонов. Росло недовольство, готовое вылиться в бунт. Во главе партии недовольных Лжедмитрием становится князь Василий Иванович Шуйский.

В начале мая 1606 года в Москву въехала в сопровождении двухтысячной свиты и охраны гордая и заносчивая Мария Мнишек. Через несколько дней состоялось пышное венчание, и польская шляхтенка стала русской царицей. Но не долго ей было суждено находиться в столь высоком звании: Недовольный народ разгромил польские дворы в Москве. Гришка Отрепьев пытался бежать, но ему это не удалось.

19 мая 1606 года Василий Шуйский был венчан на царствование. Но слухи о втором чудесном спасении Дмитрия стали опять распространяться по России. В Речи Посполитой в Самборе объявился новый сын Ивана Грозного и принялся набирать войско для воцарения в Москве. Сбродное войско Лжедмитрия II двинулось на Российское государство и скоро стало лагерем под Москвой в селе Тушино, за что Лжедмитрий был назван „Тушинским вором". С его войском шло и немало польской шляхты, надеющейся обогатиться в русских землях. Среди шляхты особо выделялись воинственностью и жестокостью Роман Ружинский, Александр Лисовский и Ян Сопега. В Тушино стекались все недовольные правлением Василия Шуйского: дворяне, казачество, крестьяне, было немало перебежчиков и из царского окружения. В Тушино возникает свой государев двор и своя Боярская дума.

Кто же это такой - Лжедмитрий II? Польский поручик Самуил Маскевич писал о нем: „Мужик грубый, обычаев гадких, в разговоре сквернословный". В прошлом — учитель из Шклова, затем прислужник у священника, выгнанный за распутство, бродяга и горький пьяница. Но он нужен был польской шляхте. И, найденный под забором в Могилеве, он становится наследником российского престола. Позднее за ненужностью был убит поляками.

Но не только поляки стремились захватить и поработить Россию. Шведы по приказу Карла IX пошли на Новгород. Король Швеции поставил своему воеводе задачу: опередить поляков и захватить северные земли России. 16 июля 1611 года Делагарди штурмом взял Новгород. В Пскове объявился новый самозванец — Лжедмитрий III – дьякон Исидор.

Чтец:
«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый знак дикости и безнравственности» - А. С. Пушкин.

Время то поистине было смутным – интриги, наветы, доносы, казни. В Москве до того дошло, что брали жалование у царя, а потом у самозванца, ради корысти шли на все. Изменники-бояре грабили и разоряли, жгли и оскверняли храмы. Россия распадалась, рвались вековые связи между городами, города обособлялись, люди покидали обжитые места, пытаясь укрыться от Смуты, но везде царили хаос и запустение. Смертельная опасность грозила всему государству.

Ведущий: Но сыскались подвижники, для которых освобождение Отечества от поляков и шведов, от предателей и грабителей Земли русской, от врагов православия стало долгом и священным обетом перед Господом и людьми. Имена их начертаны в анналах истории России воедино — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Козьма Минич Сухорукий (Минин) призвал нижегородцев постоять за землю русскую, продать, если нужно все имущество, чтобы вооружить ополчение, соединиться с другими городами и прогнать врагов. Он сам первым принес деньги, продав все свое имущество.

На главное начальство был выбран князь Дмитрий Пожарский.


«Дмитрий Михайлович Пожарский»
/Сообщение подготовила учащаяся 8 класса Вершиловской средней школы
Екатерина Агафонова/


Дмитрий Пожарский…Это был человек мужественный, благородный и честный, безгранично преданный своему Отечеству. Происходил Д. Пожарский из рода князей Стародубских, представлявших одну из младших ветвей династий Рюриковичей. Родоначальником их был сын Всеволода Большое Гнездо Иван, получивший в свое владение Стародубское княжество. Одна из ветвей рода Стародубских получила наименование Пожарских— по названию городка Пожар в Суздальском княжестве. Предки Д.М. Пожарского сражались с монголо-татарами и другими недругами Руси, Один из князей Стародубских погиб в 1380 году на Куликовом поле. Неоднократно участвовал в походах во времена Ивана Грозного и отличался храбростью и отец героя — князь Михаил Федорович Пожарский.

В 1587 году, когда Дмитрию было всего девять лет, его отец умер. После его смерти семья Пожарских переехала в Москву. В 1593 году в 15 лет Дмитрий поступил на дворцовую службу. В ходе службы дослужился до звания царского стольника.

Выдвинулся Дмитрий Михайлович не из-за знатности или богатства, а благодаря полководческому дарованию, храбрости и верности долгу. Он несколько лет честно служил на окраинах страны, обороняя русскую землю от врагов. В годы Смуты многие князья, бояре и дворяне неоднократно перебегали из одного лагеря в другой, отступая от данной присяги. Но Пожарский ни разу не сотрудничал ни с самозванцами, ни с иноземными завоевателями, ни с заговорщиками. В 1608 году князь впервые обратил на себя внимание в борьбе с поляками — будучи воеводой, он разбил неприятеля близ Коломны. Затем последовала победа над отрядом изменника М. Салтыкова, служившего тогда Тушинскому вору. Василий Шуйский пожаловал Дмитрию Пожарскому село Нижний Ландех с двадцатью деревнями в Суздальском уезде. Царь дает ему новое поручение – освободить дороги, по которым в Москву шли хлебные обозы и которые постоянно захватывали конные отряды ротмистра Млоцкого и атамана Салькова.

Вскоре Пожарский встретился на владимирской дороге с отрядом Салькова. Сеча длилась несколько часов. Сальков был разбит. Он был настолько потрясен разгромом, что через несколько дней явился с повинной в Москву. Добрая слава о Пожарском растет. В 1610 году Дмитрий Пожарский был назначен воеводой в городе Зарайске и отказался служить Лжедмитрию II, на стороне которого оказалось большинство горожан. Благодаря стойкости князя Пожарского вскоре удалось заставить жителей Зарайска и Коломны отстать от Самозванца и изгнать из своих городов сторонников Тушинского вора.

Участник первого ополчения, Дмитрий Пожарский, был тяжело ранен в голову и ногу, на руках был вынесен из пылающей Москвы своими воинами.

И, когда надо было найти достойного полководца во второе ополчение, нижегородцы остановили свой выбор на Дмитрии Пожарском.


«Очищение от смуты»
/Сообщение подготовила учащаяся 8 класса Вершиловской средней школы
Анастасия Булатова/


27 июня 1612 года земское ополчение двинулось к столице. Первоначально было принято решение идти на Москву кратчайшей дорогой — через Суздаль. Но позже пришлось от этого отказаться. Дело все в том, что нижегородцы узнали об усилении польского гарнизона людьми и о подвозе туда провианта. Кроме того, объявился новый Лжедмитрий в Пскове, которого поддержали многие казаки. Решили не рисковать. „Совет всея земли", который был создан в феврале 1612 года, принял решение идти вверх по Волге до Ярославля.

Про планы нижегородского ополчения прознали враги. Пришедшие из-под Москвы казаки захватили город. Дмитрий Пожарский понимал, что потеря Ярославля была бы потерей всего Севера и потому „Совет всея земли" принял решение: идти на Ярославль. Был отряжен отряд под командованием князя Дмитрия Петровича Лопаты-Пожарского и дьяка Семена Самсонова, дабы упредить казаков. Посланный отряд справился с поставленной задачей: Ярославль был освобожден, а казаки посажены в тюрьму.

Ярославцы же сняли копии с призывной грамоты нижегородской и отправили их в Кашин, Углич, Романов, Бежецк. В середине февраля в Ярославль прибыли представители из этих и иных городов Ярославского уезда и целовали крест на соединение со всеми городами Московского государства. Но к польскому гетману пришло пополнение из Литвы. Численное преимущество было за поляками и литовцами.

Наступило 22 августа. На рассвете поляки стали переправляться через Москву – реку. С другой стороны со стен кремля грянули пушки – литовцы готовились к вылазке. По команде Пожарского дворянская конница и казаки устремились навстречу врагу. Противники сошлись в конной сече. Бились насмерть, не пуская врага в Замоскворечье. В этой битве понесли огромные потери обе стороны. Предательство Трубецкого тоже сыграло свою роль. Кремль оставался в осаде. Литовцы отступили. Польский гарнизон бедствовал. В Кремле съели все, что бегало на четырех ногах и летало, уже варили в котлах кожаные пояса, сапоги.

Осада Кремля затянулась. Установив в Замоскворецких садах напротив кремлевских стен тяжелые осадные пушки, ратники принялись забрасывать гарнизон калеными ядрами. Это страшило осажденных меньше, нежели угроза голода. Появились первые умершие, есть было нечего, среди осажденных начался каннибализм. Пожарский предложил полякам сдаться. Он обещал отпустить их на родину, а тем из них, кто был не в состоянии передвигаться самостоятельно от голода, предлагал выслать подводы. Отчаявшиеся и обезумевшие от голода поляки ловили людей. Продолжение осады грозило полным истреблением поляков, и они пошли на переговоры. Поначалу шляхтичи стали торговаться, выговаривая себе уступки. Ополченские ратники и казаки возмутились. 22 октября народ ударил в колокол. Подняв хоругви, казаки пошли на штурм Китай-города и взяли его.

Спустя три дня после взятия Китай-города поляки открыли Троицкие ворота Кремля. Первыми выходили бояре-изменники: Федор Иванович Мстиславский, Иван Романов, Федор Шереметев, Иван Воротынский, Борис Лыков, а также старица Марфа с юным Михаилом — будущим первым государем России из рода Романовых. Следом тронулись приказные чины, страшно исхудавшие и чуть живые. Проходя двумя потоками к Троицким и Фроловским воротам, рыцарство, гайдуки и жолнеры проходили через Ивановскую площадь, где оставляли свои знамена, оружие и награбленное добро. Имущество принимал Кузьма Минин.

В Кремле царило запустение: загаженные дома, оскверненные храмы, на улицах валялись не захороненные трупы. В сенях домов, где располагались жолнеры, ратники натыкались на большие чаны с засоленной человечиной. Оторопь брала бывалых воинов от увиденного.

Пленных поляков разослали по городам. Часть попала в Ярославль, часть — в Галич, в Балахну, в Ядрин, и Нижний Новгород.

С 27 октября началось очищение улиц и храмов Москвы, а в воскресенье 1 ноября был триумфальный крестный ход с богослужением в честь освобождения престольной. Впереди несли святые образы Владимирской Божией Матери, Казанской Божией Матери, образы преподобного Сергия Радонежского и московских чудотворцев, хоругвь с пресветлым ликом Спаса. Казалось, все напасти остались позади, и наступает новое, небывалое счастливое житие. Славили освободителей, но чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Ведущий: О достоверности дат и последовательности событий той далекой поры многие историки спорят, но все согласны с тем, что неоспоримая победа народного ополчения в 1612 году является прекрасным историческим примером демонстрации единства нашего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Вот почему этот праздник назвали днем народного единства. И празднуется он в день Казанской божьей матери. День народного единства призван напомнить нам о том, что мы, россияне - единый народ, несмотря на свою многонациональность, с общей исторической судьбой и общим будущим. Это день национального согласия, сплочения общества, это праздник взаимопонимания, милосердия и заботы о людях.


«Память о знаменитых нижегородцах»
/Сообщение подготовила учащаяся 8 класса Вершиловской средней школы
Вера Веселова/


Деяния Пожарского и Минина не были забыты царем. Пожарский получил чин боярина, а Минин стал думным дворянином. Князю Дмитрию Пожарскому довелось еще много участвовать во многих битвах. По состоянию здоровья после всех ранений перешел на чиновничью службу. Пожарский ведал ямским приказом, затем Разбойным, был воеводой в Новгороде, затем опять в Москве в Поместном приказе, в 1633 году опять воевал с поляками за Смоленск. Дмитрий Михайлович воздавал должное не только людям, но в первую голову Господу. На собственные средства он построил несколько церквей, в том числе в память о ратниках ополчения, Казанскую церковь на Красной площади. И в своих вотчинных землях Пожарский возводил храмы: в селе Ворошилове (Вершилове), и в селе Пурех Балахнинского уезда он поставил три церкви. В одной из них – в храме Преображения в селе Пурех хранилось ополченское знамя, которое в 1827 году было передано в оружейную палату. Умер боярин и воевода Дмитрий Михайлович Пожарский 20 апреля 1642 года. По преданию, перед смертью он принял схиму, взяв имя Косьмы. Захоронен был в Спасо-Ефимиевском монастыре в Суздале.

Кузьма Минин был пожалован селом Богородском с окрестными деревнями в Нижегородском уезде. Жил при царе, выполняя роль умудренного советчика. В 1616 году возвращаясь из Казани, Кузьма Минин заболел и, немного не доехав до Нижнего Новгорода, скончался. Тело его погребли в Н. Новгороде в Спасо-Преображенском соборе.

Уже к середине 17 века Русь снова стала сильной державой. И, безусловно, в этом есть заслуга наших нижегородцев, во главе которых выступали К. Минин и Д. Пожарский.

Их именами были названы первые российские броненосные крейсера. Им воздвигнуты памятники в Москве на Красной площади и в Нижнем Новгороде, совсем недавно был открыт памятник в селе Пурех. И сегодня вызывает волнение картина Маковского К. «Воззвание Минина». О них написаны исторические и художественные книги. Снят художественный фильм по сценарию В.Б.Шкловского.

Ведущий: Бегут годы, шагают десятилетия, медленно текут столетия, и каждое из них выдвигает своих героев. Но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть и людей, жизнью своей возвеличивших родную землю и оставшихся в веках. К таким относятся и незабвенные спасители Отечества – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Фотоархив читательской конференции

 

Список литературы:

1. Карпенко В. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.- Н. Новгород: Университетская книга, 2004.-72 с. (Жизнь знаменитых нижегородцев: Библиотека для юношества; Вып. 3)
2.Сурмин И.О. Самые знаменитые герои России.- М: Вече, 2003.- 430 с.
3.Широкорад А. Б. Дмитрий Пожарский против Михаила Романова. Загадка 4 ноября - М: Вече, 2005.- 416с.: ил. (Военные тайны России)
 

 

 
       
     
       
     
       
     
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
   

МУ "Централизированная библиотечная система" Чкаловского района Нижегородской области 2009 г.

 

Сайт управляется системой uCoz