История села
Вершиловские
мастера
Вершилово довольно знаменитое село.
Во-первых – село историческое, так как
является вотчиной знаменитого
московского князя, полководца, дипломата Д.М. Пожарского.
Во-вторых – это село известных в прошлом каменщиков – строителей, о
которых есть сведения в архивах страны.
В-третьих – село известно своим замечательным памятником архитектуры –
Преображенской церковью, построенной по проекту крестьянина – самоучки В.И.
Лилекова.
Преображенская церковь
Название села связано с речкой, которая протекает рядом с ним. Это речка Ненилка.
Вода в речке чистая, но по цвету напоминает чай, так как здесь много торфяников.
Начинается она в болотах недалеко от Перехваткино, а устье ее в Вершиловском
заливе горьковского моря. Речка коротенькая, но не всегда она была такой.
Когда-то она была длиннее на много километров и текла, извиваясь, по пойменным
лугам реки Волги. Со строительством плотины и образованием Горьковского
водохранилища волжские воды затопили пойменные луга и часть русла речки Ненилки.
Поэтому она и стала такой короткой. Вершилово называется так потому, что
возникло в верховьях речки Ненилки, почти у ее истока.
Вершилово очень древнее село. Уже в
XVI
веке о нем есть упоминания в документах, это было крупное село – погост. В
начале
XVII
века оно было подарено царем Михаилом Романовым московскому князю Д.М.
Пожарскому. За что? В 1613 – 1618 гг. князь руководил военными действиями против
польских завоевателей, которые захватили не только западные земли, но и Москву,
дошли и до нижегородских земель. Под Нижнем Новгородом был разгромлен польский
отряд на поле, получившим название Ляхово поле, от слова ляхи – поляки. За
победу над поляками, за изгнание их из Москвы Пожарскому и были пожалованы земли
в Балахнинском уезде, в том числе села Вершилово и Пурех. Жил князь в Москве, но
иногда наезжал в свои новые владения. Местом пребывания полководца в
Нижегородском крае он выбрал село Вершилово.
Как Вершилово село
очень древнее оно,
Аж в 16-ом столетии
Знали в мире про него. |
|
А название свое
От Ненилки повело:
Расположено в верховьях
Этой реченьки оно. |
|
Князь Пожарский, храбрый воин,
Был на службе у царя.
За московский ратный подвиг
Им получена земля. |
|
В Балахнинском-то уезде
Много сел и деревень,
Но Вершилово он выбрал
Центром вотчины своей. |
|
И построил здесь усадьбу:
Погреба и погребицы,
И просторные светлицы,
Деревянный светлый храм
Был на радость прихожан. |
Документ от 1647 года очень подробно описывает, какой была усадьба
полководца. По всей вероятности она находилась на улице Чернышевского, где на
огородах при перекопке почвы жители до сих пор находят различные вещи,
свидетельствующие о том, что здесь когда – то были жилые и хозяйственные
строения. Находят старинные монеты, пуговицы, бусинки, подковы, гвозди, глиняные
черепки, остатки деревянных колод, кирпичи и др. Рядом с усадьбой на средства
Пожарского были возведены два деревянных двух - и трехшатровых искусно
сделанных храма. Уже тогда Вершилово славилось своими каменщиками, резчиками по
дереву и камню.
После смерти полководца Вершилово стало частями распродаваться (1642 г.),
а в 1647 году целиком перешло во владения богатейшего боярина русской земли
Шереметьева Василия Петровича.
В
XVII-XIX
веках Вершилово было известно как село опытных каменщиков – строителей,
строительный опыт которых широко использовал известный русский зодчий В.И.
Баженов. Вершиловские каменщики участвовали в создании царицынских дворов под
Москвой, в строительстве Московского университета. Они участвовали в постройках
монументальных зданий Нижнего Новгорода, Казани и других городах России.
Ярким доказательством талантливости вершиловских каменщиков является
каменный храм – Преображенская церковь в центре с. Вершилова. Церковь –
украшение села. Откуда бы мы ни ехали: со стороны Заволжья, Чкаловска, первое,
что мы видим на месте Вершилова – ее стройный силуэт. Умели выбирать мастера
место главной постройки. Вот и церковь была построена на самой высокой точке
холма, на котором стоит Вершилово. Имя ее создателя, вершиловского строителя –
самоучки, Василия Ивановича Лилеков, вошло в историю строительного искусства.
Церковь строилась с 1819 по 1835 годы.
К сожалению, строительный опыт вершиловских крестьян был забыт. В
настоящее время в Вершилове и окружающих деревнях уже не найдешь таких мастеров,
которые бы могли строить на века.
Михаил Тимофеевич Блинов, житель Вершилова, был по всей вероятности
потомком каменщиков – умельцев. Хоть и прожил он свою жизнь в скромном домике,
но каменщик он был отменный. Русские печки, сложенные им в домах вершиловских
жителей, отличаются не только своей аккуратностью, красотой, но и большой
прочностью.
Вершилово в
XIX
– начале
XX
века по своей площади было значительно меньше, чем сейчас. В 50-е годы
XX
века оно расширилось за счет деревень, перенесенных из зоны затопления
Горьковским водохранилищем.
Село было бедным. Об этом говорят его довольно скромные деревянные
постройки. Лишь два дома в селе выделялись своим внешним видом, как наиболее
зажиточные. Эти дома стояли (да и стоят) в самом центре села. Хозяева этих домов
занимались торговлей, которая и давала значительный доход.
Дом торговца тканями Шилова Павла Эрастовича был поставлен в центре
села напротив Преображенской церкви.
Семья Шиловых проживала в верхних комнатах, а внизу находилась лавка по продаже
промышленных товаров, главным образом по продаже ситцев и сатина. В лавке в
основном торговала жена Павла Эрастовича, Анна Александровна. По воспоминаниям
старожилов это была добрая женщина, которая охотно отпускала товары в долг.
В доме Шиловых была служанка, работавшая на кухне. После революции здание было
национализировано и использовалось по-разному: было и школой, и административным
зданием, а сейчас это общежитие для учителей Вершиловской школы.
Другой дом принадлежал Кашину Сергею Андреевичу. Он стоит в центре села
на перекрестке дорог. Сейчас в этом доме проживают потомки Кашина С.А.
Земля в Вершилове была скудной. Поэтому с наступлением осени, когда
заканчивались сельскохозяйственные работы, вершиловские каменщики, печники и
плотники уходили на заработки в самые различные города. Работали они даже в
Москве, Самаре, Казани и др. городах. Часть крестьян уходила на работу к Зайкову
на стекольный завод в деревню Коробейниково. О бедности вершиловских крестьян
говорят следующие данные. Основным занятием населения было сельское хозяйство, а
именно земледелие, в котором без лошадки не обойтись. По воспоминаниям
старожилов в Вершилове в начале
XX
века на 100 крестьянских хозяйств приходилось примерно 35-40 голов лошадей, т.е.
каждый 2-й крестьянин безлошадный. А в деревне Урково и того меньше: на 40
крестьянских хозяйств приходилось всего 7 лошадей.
Во время столыпинской реформы в Вершилове были построены 2 магазина,
видимо для хранения зерна. По реформе должны были создаваться отруба. Но из
Вершилова и Боярской переселяться на отруба желающих не было. И только одно
хозяйство из деревни Головино выехало на хутор. Сейчас это место в головинском
лесу так и называется «хутор».
Какие с/х культуры выращивали вершиловские крестьяне? Из зерновых –
рожь, овес, гречку. Много выращивали льна, так как в основном пользовались
домотканой одеждой, а масло употребляли льняное. Выращивали картофель, в большом
количестве капусту и огурцы. Помидоры были диковинкой.
Славилось Вершилово и своими базарами, которые устраивались по большим
престольным праздникам и даже чаще. По обе стороны церкви протягивались длинные
торговые ряды. Торговцы собирались из всех окружающих деревень, даже из Городца.
Кругловские крестьяне были мастера по изготовлению деревянной посуды и привозили
кадки, ведра, шайки. Головинские крестьяне были мастера по изготовлению валенок.
Торговцы из Городца привозили глиняную посуду. Чего только здесь не было!
Торговали маслом, медом, сладостями, рыбой, мукой, крупами, горохом, щепным
товаром (сита, решета, грабли и др.) Народу было множество, чувствовался
праздник. Звучали гармошки, пели песни, частушки.
Хоть и бедно жили люди,
Но не унывали.
Собирались на базаре
Медом торговали. |
|
Торговали и зерном,
И мукой, и рыбой.
Валенками теплыми,
Глиняной посудой. |
А еще щепным товаром
Славилось село:
Кадки, ведра, грабли, бочки
И в придачу - решето. |
|
Вершилово было волостным центром, на южной окраине села находилось
здание волостного управления, в котором главным был старшина. Кроме старшины
были писарь и урядник. Старшина назначал по деревням старост, в обязанности
которых входило следить за порядком, чистотой в своих деревнях, организовывать
охрану в противопожарном отношении, содержать караул, следить за пастбищами,
вовремя исправлять изгороди и многое другое. Когда приезжал земский начальник из
Балахны, его обязательно встречал старшина, для чего надевал специальную медаль.
Перед земским начальником все должны были вставать и снимать шапки. После
революции здание волостного управления использовалось как народный Дом (клуб),
затем, передвинутое поближе к главному школьному зданию, как здание школьного
спортивного зала, а затем как цех по пошиву рабочих перчаток.
В Вершилове недалеко от
школы (на месте бывшего конного двора)
стояла ветряная мельница.
Выстроил ее житель села Мозгалев Федор Ефимович собственными руками. На этой
мельнице можно было и масло сбить, и зерно на муку смолоть. К сожалению, ее
сломали, когда создавали колхозы. На реке Пьнке в Головине у братьев Беловых
была водяная мельница. В этой же деревне были мастера Бобины, Климовы по валянию
зимних сапог из овечьей шерсти (валенок).
Население Вершилова было, в основном, православной веры. В 1867 году на
восточной окраине села вершиловскими каменщиками была построена еще одна
церковь, небольшая, но очень красивая, строго пропорциональная.
После ее закрытия использовалась колхозом как склад, как радиоузел, как цех по
штамповке несложных деталей, и эта старая церковь, и роща березовая около нее
(старое кладбище) является одним из украшений села.
Собрала материал учитель истории Вахнина Валентина Ивановна
Библиография о Вершиловском крае.
Книги:
1.
Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края:
справочник / Сост. Н.И. Куприянова.– Горький: 1984.
2.
Акты
юридические или собрание форм старинного делопроизводства.– СПб.: 1838.
3.
Балахнинский уезд в ХVII
веке: документы приказного делопроизводства / Сост. Б.М. Пудалов.– Нижний
Новгород: 2005.
4.
Барсуков А. Род Шереметьевых. Кн. 1– 8.– СПб.: 1881.-1904.
5.
Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. – М.,
2004.
6.
Гациский А. Нижегородский летописец.– Н.Новгород, 2001.
7.
Готье Ю.В. Замосковный край в ХVII
веке.– М., 1937.
8.
История административно- территориального деления Нижегородской губернии (
1917-1929): справочник./ Сост. Н.И. Куприянова.- Горький, 1982.
9.
История родов русского дворянства: в 2-х кн.– М., 1991.
10.
Каргалов В.В. Русские воеводы ХVI
– ХVII
веков. – М., 2005.
11.
Князья Пожарские и нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до
наших дней / Авт.- сост. А. Соколов, протоиерей.– Н. Новгород, Саранск, 2005.
12.
Макарий
(архимандрит) Памятники церковных древностей.– Н. Новгород, 1999.
13.
Материалы для истории церквей нижегородской епархии: Вып. 2.- М., 1903.
14.
Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь.– Нижний Новгород, 1977.
15.
Нижегородский край: хрестоматия. История в документах с древнейших времен до
1917 / Сост. Н.Ф. Филатов.- Арзамас: 2001.
16.
Памятники истории и культуры Горьковской области.– Н. Новгород, 1997.
17.
Пудалов Б.М. Русские земли среднего Поволжья: ХIII
– ХIVвв.–
Н.Новгород, 2004.
18.
Савелов Л.М. Князья Пожарские.– М.,1906.
19.
Смирнов Д.Н. очерки жизни и быта нижегородцев ХVII
– ХVIII
веков.– Горький 1971.
20.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен: т. 7-8.– М., 1989.
21.
Скрынников Р. Минин и Пожарский: хроника смутного времени
22.
Филатов Н.Ф. Нижегородский край в русском летописании. – Нижний Новгород:2003.
|