Мы находимся по адресу:
Нижегородская обл.,
г.Чкаловск, пл. В.П. Чкалова, ДКС
ДКС


АРХИВ

СЛОВО БИБЛИОГРАФУ

<Библиограф
Библиограф МБУК ЦБ
Лариса Борисовна Феофанова

«Поэты-юбиляры 2013 года»

«Всякие стихи пишутся ради последней строки, которая приходит первой…»

М.Цветаева.



    Стихи – это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Стихи великих поэтов завораживают, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения. Поэты – удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу и внимание-то обратишь…
    Нижегородская область относится к регионам с многонациональным составом населения. Здесь проживают представители свыше 100 национальностей. К числу коренных народов Нижегородской области относятся русские, татары, мордва, чуваши, марийцы многие др.
В 2013 году мы отмечаем юбилейные даты сразу нескольких известных российских поэтов. Предлагаем вашему вниманию краткую биографическую справку о каждом из них. Подробнее об этих известных людях вы сможете прочитать в книгах, энциклопедиях, узнать самые интересные факты их биографий из газетных и журнальных статей, которые вы сможете найти в фонде нашей библиотеки и на постоянно обновляющейся книжной выставке «Юбилейные даты месяца».

Владимир Маяковский
День рождения 19 июля 1893 года

Творчество Владимира Маяковского представляет новый этап в развитии русской поэзии. Маяковский – поэт-политик. Он всегда спорил с теми, кто считал, что основной предмет поэзии – лирические темы. Сближая поэзию с политикой, Маяковский поставил искусство на службу революции. Революция определила характер и содержание его лирики. Он был готов выполнять для дела революции любую работу. В 1920-х годах Маяковский работал сразу по нескольким направлениям: работал корреспондентом целого ряда газет Советского Союза, писал стихи (в том числе и для детей), создавал агитационные плакаты. Часто бывал за рубежом, где черпал идеи для своих «анти-буржуазных» стихов. Поэт много ездил по всей стране, читая свои стихи со сцены. Его выступления обязательно сопровождались интересными импровизациями с чтением записок из зала и шутками, рассчитанными на непритязательный вкус простых слушателей.

С 1923 года практически все произведения выстраиваются в стиле «лесенки», который стал настоящей «визитной карточкой» поэта. «Лесенка» объяснялась самим Маяковским как прием, который нужен, чтобы донести идею стиха до «среднего» читателя, так как обычной пунктуации для этого недостаточно.
Владимир Владимирович утверждал, что его стихи будут известны потомкам:

Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.

Интересные факты из жизни Маяковского

  1. Знаменитая «лесенка» Маяковского многими его коллегами-поэтами считалась жульничеством. Поэтам тогда платили в соответствии с количеством строк.
  2. Маяковский всю жизнь очень сильно боялся микробов и мыл руки при каждом удобном случае. Фобия развилась после того, как отец поэта умер в результате обычного укола иглой.
  3. Маяковский любил азартные игры и во время поездок по Европе предпочитал проводить время за карточными столами.
  4. Одна из версий причин смерти поэта – неудачная игра в русскую рулетку.
  5. Однажды, проигравшись в бильярд, Маяковский расплатился доверенностью на получение гонорара за свой сборник стихов.
  6. Текст стихотворения «Лиличке!» был использован для создания песни «Маяк» группой «Сплин».


Николай Заболоцкий
День рождения 7 мая 1903 года

Стихи известного русского поэта Н. А. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия – это яркая палитра человеческих чувств. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» – это настоящий рассказ о самом поэте, его внутреннем мире:

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
                              Подорожника твердый клинок.

В творчестве Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь и отразил их в своих стихотворениях. В его произведениях жизнь природы всегда как бы переплетается с жизнью самого человека. Часто именно в природе автор видит великую мудрость и красоту, чего, по его мнению, часто не хватает миру людей. Мир природы для него наполнен высшей гармонией. И вместе с тем писатель считал, что главная задача человека – венца природы – в том, чтобы стараться сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир. Стихи Заболоцкого наполнены безмерным поэтическим чувством, они передают влюбленность поэта в природу, великолепие и чистоту ее красок, грандиозность происходящих в ней процессов: «Кленовый лист напоминает нам янтарь», «Дух Осени, дай силу мне владеть пером!», «В строенье воздуха – присутствие алмаза».

Природа раскрывается Заболоцкому во всей своей одухотворенной красоте. С огромной нежностью говорит он о «пуховом шарике» одуванчика, о жуке-менестреле, о бабочке, «ставшей на пуанты». Автор восхищается и «завитушками листьев», и «особым светом», которым наполнен мир осенней природы. Жука, трудящегося между листьев, он сравнивает с «маленьким божком». Поэт дает нам понять, что мы – часть этого мира. И дает емкое определение счастья:


УТРЕННЯЯ ПЕСНЯ

Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.
И мы стояли тоже у окна.
Была жена в своем весеннем платье.
И мальчик на руках ее сидел,
Весь розовый и голый, и смеялся,
И, полный безмятежной чистоты,
Смотрел на небо, где сияло солнце.
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню,
Встречая нас. И все кругом запело.
И все кругом запело так, что козлик
И тот пошел скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества - бессмертно.

Картины природы, написанные поэтом, пробуждают все лучшее, что есть в человеке. Однако часто в его стихотворениях можно услышать тревогу и напряженность. Передавая отношение человека к окружающему миру, его мысли и чувства, автор говорит о том, что природа лишена понимания добра и зла, она равнодушна к человеческому страданию. Человек не в силах изменить жестокую действительность, и природа не может ему в этом помочь. Гибель вожака птичьей стаи в стихотворении «Журавли» передает ощущение неизбежности смерти, но в то же время и закономерность, неизбежность возрождения жизни. Произведения Заболоцкого, посвященные природе, различаются по своим настроениям, чувствам. Постоянным остается лишь одно – сознание величия природы, ее необходимости для человека, который является ее сыном и в то же время ее творцом. Стихотворения поэта заставляют и нас задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир.

Эдуард Асадов
День рождения 7 сентября 1923 года

Поэт-лирик, фронтовик, Герой Советского Союза. Одной из особенностей Асадова, как в поэзии, так и в прозе, является его необычайная оптимистичность. Каждая страница асадовской прозы дышит неколебимой добротой, любовью к людям, верой в победу справедливости над силами зла и вообще во все самое хорошее.

Эдуард Асадов, самобытный художник и опытный боец, хорошо знал, что за прекрасные идеи надо вести борьбу. Асадов вёл борьбу с цинизмом и бездушием.

Одна из основополагающих черт его поэзии – обостренное чувство справедливости. Воспринимая буквально как своих личных врагов злейшие пороки на земле, ведя по ним шквальный огонь из всех поэтических «огненных сердец», он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорблённому или попавшему в беду. Люди признательны ему и за то, что он сумел выразить и передать их самые сокровенные чувства в минуту сомнений, раздумий, радости и любви.

Характерной особенностью поэтического письма Асадова является обращение к самым животрепещущим темам, тяготение к остросюжетному стиху, к балладе, к энергично-страстному монологу. Он не боится острых углов, не избегает конфликтных ситуаций. Напротив, стремится решить их с предельной искренностью и прямотой.

Сражаться для того, чтобы побеждать! - вот главный пафос гражданской поэзии Асадова. Например, стихи "Моя звезда", "Падает снег", "Моей маме", "О славе Родине", "Двадцатый век", "Золотая кровь" и многие другие, так же как поэма "Снова в строй", "Петровна", "Галина", "Песня о мужестве" и "Шурка", при всем их разнообразии, задушевности и лиризме – это, прежде всего, произведения гражданского звучания.

Раскройте любую его книгу, перечтите любое, буквально любое его стихотворение или поэму, и вы тотчас же убедитесь в этом.

МОЯ ЗВЕЗДА

Наверно, так уж повелось от века,
В народе говорится иногда,
Что где-то есть порой у человека
Далекая, счастливая звезда.

А коль звезда по небу покатилась,
В глубокой тьме прочерчивая след,
То где-то, значит, жизнь остановилась
И что кого-то в мире больше нет.

Звезда моя! Прозрачно-голубая!
Всю жизнь воюя, споря и любя,
Как ты добра - я в точности не знаю.
Но с детских лет я верую в тебя.

Когда мне было радостно до боли
При свете милых удивленных глаз,
И в час, когда читал я в нашей школе
На выпускном стихи в последний раз,

И в час, когда шагал я с аттестатом
В лучах надежды утренней Москвой,
Когда я был счастливым и крылатым,-
Ты в полный жар сияла надо мной!

И в дни, когда под грохот эшелонов,
Под пенье пуль, навстречу воронью,
Я шел без сна в шинели и погонах
Сквозь сто смертей за Родину мою,

Когда я стыл под вьюгой ледяною,
Когда от жажды мучился в пути,
И в тихий час, и в самом пекле боя
Я знал, что ты мне светишь впереди.

Но так уж в мире, кажется, бывает,
Что дальняя счастливая звезда
Не всякий раз приветливо мигает
И полным жаром блещет не всегда...

И в том бою, когда земля горела
И Севастополь затянула мгла,
Ты, видимо, меня не разглядела
И уберечь от горя не смогла.

И вот, когда дыханье пропадает,
Уходят силы, а сознанье - дым...
Тогда для смерти время наступает,
И смерть пришла за сердцем за моим.

Да не сумела, не остановила.
То ль потому, что молодость жила,
Иль потому, что комсомольским было,
Но только зря старуха прождала!

Звезда моя! Я вовсе не стараюсь
Всего добиться даром, без труда.
Я снова сам работаю, сражаюсь,
И все же ты свети хоть иногда...

Ведь как порою нелегко бывает,
Когда несутся стрелы мне вослед
И недруги бранят не умолкая,
Тогда сижу, курю я и не знаю,
Горишь ты надо мною или нет!

А впрочем, что мне недруги и стрелы!
Звезда моя! Горячая звезда!
Да, ты горишь! А если б не горела,
Я не достиг бы счастья никогда!

А я достиг... Чего мне прибедняться!
Я знаю цель. Тверды мои шаги.
И я умею даже там смеяться,
Где слабый духом выл бы от тоски!

Звезда моя! Ты тоже не сдаешься,
Как я, таким же пламенем горя!
И в час, когда ты, вздрогнув, оборвешься,
Не скажут нам, что мы горели зря!

И я мечтаю вопреки примете,
Когда судьба нас вычеркнет навек,
Пусть в этот миг родится на планете
Какой-нибудь счастливый человек!

Сражаюсь, Верю, Люблю - эти слова стали как бы девизом поэта, его жизненным кредо. Но не любое сражение и любая вера потеряла бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на земле, а именно: без любви. Ну а начинается эта любовь с высоких и светлых чувств к тому, что ближе, важнее и дороже всего, а именно - к Родине:

Как жаль мне, что гордые наши слова
"Держава", "Родина", "Отчизна"
Порою затерты, звенят едва
В простом словаре повседневной жизни.
Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путём солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо и очень свято.

(«Родине»)

Можно сказать, что слова «Сражаюсь, Верю, Люблю» полностью соответствовали жизни Эдуарда Аркадьевича. Он почти всю свою жизнь сражался со своей слепотой. Было трудно, но он никогда не сдавался и шел вперёд. Всегда верил в свой успех. Что касается любви, то самая сокровенная любовь у него была к Родине и к своему народу. Он творил для людей, для того, чтобы они могли найти ответы на свои вопросы и, как было мной выше сказано, они их находили. Так же Эдуард Асадов был принципиально - страстный, самобытный, требовательный художник и удивительно цельный и жизнерадостный человек. При жизни он успел выпустить 47 книг.

Андрей Вознесенский
День рождения 12 мая 1933 года

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Огромное влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший юному, четырнадцатилетнему поэту, который прислал ему свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил». Так началась эта удивительная дружба, которая длилась много лет. И в творчестве Вознесенского не так уж сложно найти «следы» этих отношений. Например, у каждого из них встречается сравнение звука с бабочкой (звукового образа с визуальным): «...Когда живой, как бабочка в ладошке, из телефона бьется голосок...» (А. Вознесенский «Оза»); «А позади, как бабочка в плену, безвыходно и пыльно билось эхо» (Б. Пастернак «Спекторский»).

В 1958 году его стихи появляются в периодике, а, начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта – «Парабола» и «Мозаика». Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов «40 лирических отступлений» из поэмы «Треугольная груша». Вызвавший много споров цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В. Высоцкий.

В свое время он подвергся резкой критике Н.С. Хрущева, был под угрозой высылки из страны, ряд лет тексты Андрея Вознесенского изымались из печати. Неизменным остается лишь восторженное почитание поклонников – от «шестидесятников» до современной молодежи. На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Мёрзнет девочка в автомате», «Барабан», «Вслед за мной на водных лыжах ты летишь…» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к одной певице. Лирико-драматическая поэма «Юнона и Авось» на музыку Рыбникова до сих пор не сходит со сцены. Это была первая рок-опера в СССР. «Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь».

Андрей Вознесенский – лауреат Государственной премии СССР, дважды удостаивался американских премий. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004).

НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию –
ностальгию по настоящему.

Будто послушник хочет к господу,
ну а доступ лишь к настоятелю –
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.

Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я – другие.
Упаду на поляну – чувствую
по живой земле ностальгию.

Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю –
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.

Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.

Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья – подлинника,
по нему грущу, настоящему.

Все из пластика, даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка...

И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты – в прошлом.
В настоящем рост понимания».

Хлещет черная вода из крана,
хлещет рыжая, настоявшаяся,
хлещет ржавая вода из крана.
Я дождусь – пойдет настоящая.

Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.

Евгений Евтушенко
День рождения 18 июля 1933 года

Поэт, прозаик, публицист, киносценарист, кинорежиссер. Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Его популярность заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт неравнодушен к человеческим судьбам. Первая книга Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. В 1951 поступил в Литературный институт им. М. Горького, собравший в своих стенах целую плеяду будущих поэтов и прозаиков (В.Соколов, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, Ю.Казаков и др.). Позже поэт напишет о них в своих воспоминаниях.

В 1950-е публикует целую серию поэтических сборников: «Третий снег»(1955), «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957) и др. Стихотворение «Хотят ли русские войны», положенное на музыку, стало массовой песней.

После опубликования во французском еженедельнике «Экспресс» своей «Автобиографии» (1963) был подвергнут резкой критике. Вместе с Ю.Казаковым уезжает на Печору, живет на Севере, знакомится с трудом рыбаков и зверобоев. Эта поездка оставила яркий след в его творчестве, породила большой цикл стихотворений, опубликованных впоследствии в «Новом мире» и «Юности» («Баллада о браконьерстве», «Баллада о миражах», «Качка» и др.). Евтушенко не только был на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Его имя известно во всем мире. Популярности поэта способствовала и его манера чтения стихов с эстрады.

Грузинская тема занимает особое место в творчестве Евтушенко. Он много переводил с грузинского, писал о Грузии. В 1979 издательство «Мерани» выпустило большой том его стихотворений о Грузии и переводов грузинской поэзии – «Тяжелее земли».

С середины 1960-х, когда им была написана «Братская ГЭС», Евтушенко постоянно обращается к большой поэтической форме. Им опубликовано 14 поэм. Евтушенко начал писать прозу еще в юности, в студенческие годы. Первый рассказ – «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность» в 1959. Через четыре года появился второй – «Куриный бог». В результате нескольких поездок на Кубу родилась поэма в прозе – «Я – Куба», ставшая основой для написания сценария фильма, поставленного в 1964. Деятельность в кинематографической сфере тоже была успешной – фильм «Взлет» (1979), где он сыграл главную роль (Циолковского), позже целиком авторский фильм «Детский сад» (1984).

В 1967 была написана повесть «Пирл-Харбор» и после большого перерыва, в начале 1980-х – повесть «Ардабиола» и роман «Ягодные места». Е. Евтушенко принадлежит книга "Талант есть чудо неслучайное" (1980), где собраны лучшие критические работы поэта. В 1996 выходит книга-альбом «Дай Бог...», в которую включены последние стихи.

Дай Бог слепым глаза вернуть
И спины выпрямить горбатым.
Дай Бог быть Богом хоть чуть-чуть,
Но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай Бог не вляпаться во власть
И не геройствовать подложно,
И быть богатым, но не красть,
Конечно, если так возможно.
Дай Бог быть тертым калачом,
Не сожранным ничьею шайкой,
Ни жертвой быть, ни палачом,
Ни барином, ни попрошайкой.
Дай Бог поменьше рваных ран,
Когда идет большая драка.
Дай Бог побольше разных стран,
Не потеряв своей, однако.
Дай Бог, чтобы твоя страна
Тебя не пнула сапожищем.
Дай Бог, чтобы твоя жена
Тебя любила даже нищим.
Дай Бог замкнуть лжецам уста,
Глас Божий слыша в детском крике.
Дай Бог нести живьем Христа
Пусть не в мужском, так в женском лике.
Не крест — бескрестье мы несем,
А как сгибаемся убого!
Чтоб не развериться во всем —
Дай Бог ну хоть немного Бога.
Дай Бог всего, всего, всего,
И сразу всем, чтоб не обидно.
Дай Бог всего, но лишь потом,
За что потом не будет стыдно.
Дай Бог! Дай Бог! Дай Бог! Дай Бог!

АРХИВ
вверх

E-mail: minkult@sinn.ru

   
Мы рады видеть Вас с 08.00 до 18.00 ежедневно,
воскресенье с 10.00 до 16.00.
Выходной день суббота.
(83160) 4-22-62 – Центральная библиотека
(83160) 4-20-53 – Центральная детская библиотека
website clock часы на сайт

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru