|
||||
Мы находимся по адресу:
Нижегородская обл., г.Чкаловск, пл. В.П. Чкалова, ДКС |
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИУважаемые читатели, ранее мы вас уже знакомили с уникальными книгами библиотеки «Народные художественные промыслы Нижегородской области». Библиотеке присвоено имя Ивана Петровича Склярова, губернатора Нижегородской области в 1997-2001 годах, внесшего значительный вклад в сохранение и развитие промыслов. Мы продолжаем знакомить вас с новыми изданиями этой серии. На страницах книг авторы рассказывают о старинных промыслах, которые существуют и сегодня, радуя нас своими новыми изделиями, а также о тех, которые исчезли и напоминают о себе только как музейные экспонаты. В книгах речь идет об истории ремесел, о замечательных народных мастерах, о технологии изготовления и о художественных особенностях изделий.Герои книги А.Г. Киселева «Нижегородские промыслы и церковное искусство» – наши современники, мастера нижегородских художественных промыслов: иконописцы, ювелиры и златошвейки. Автор показывает церковные корни большинства традиционных нижегородских промыслов – хохломской и городецкой росписи, казаковской филиграни и других, а также реконструирует историю становления в древности, забвения в 20 веке и современного возрождения в рамках промыслов канонического церковного искусства – иконописи и храмовой живописи, производства предметов церковного убранства и утвари. На страницах книги в качестве экспертов выступают известные искусствоведы и богословы, секретами своего мастерства делятся мастера. Книга нижегородского писателя В.А. Шамшурина «Казаковская филигрань» так же рассказывает об одном из самых известных нижегородских промыслов – казаковской филиграни – серебряной ветви чудесного древа. Из Византии перешел к нам термин, обозначающий основной вид ювелирной техники «филигрань», образованный от греческих слов «филум» – нить и «гранум» – зерно. В прежние времена употреблялось в нашем отечестве слово «скань», что в переводе со старославянского значило сотканный, сквозной. Скань накладывалась мастерами на различные изделия в виде крупных узоров, пластинных сквозных листов или проволок, скрученных в виде сетки. Восстановлением утраченных традиций филигранного искусства в России занялись всего лишь чуть более полувека назад. Именно после 50-х годов и получает широкую известность мало кому ведомое тогда село Казаково, прославленное филигранью. Целая история развития всевозможных ремесел в селе, связанных с металлообработкой, повлияла на становление нового промысла. А вот как сам автор пишет об этом искусстве: «Наверное, не найдется ни одного художника, кто бы стал отрицать, что самый лучший филигранщик в мире – лесной паучок. Уж он-то знает толк в красоте! И его изделие – воистину произведение искусства. Осыпанная алмазным крошевом мельчайших росинок, горит-переливается паутинка на рассветном солнышке, преображая все вокруг, и лес уже может казаться палатами боярскими, а луга с кущами ольхи и осыпанными цветами шиповника – райскими садами. Такое преображение происходит и при виде подлинной филигранной красоты, о которой говорят – загляденье». Книга Т. Емельяновой «Хохломская роспись» посвящена одному из самых известных народных промыслов Нижегородской области – искусству хохломской росписи. Автор рассказывает об истоках и традициях хохломы, знакомит со сложной технологией создания хохломских изделий, с творческой манерой отдельных художников. Как музыкант из ограниченной гаммы звуков извлекает бесконечное разнообразие мелодий, так и хохломской мастер из немногих сочетаний цвета, традиционных мотивов и приемов умеет создать каждый раз новый узор и найти неожиданный декоративный эффект, новые ритмы, передать настроение. В этой способности к постоянному обновлению секрет жизнестойкости замечательного искусства хохломы, ставшего гордостью нашей национальной культуры. Автор книги «Городецкая роспись» – С.П. Чуянов. В его творческом багаже – снятые им телевизионные фильмы и программы из цикла «Самоцветы России», рассказывающие о чкаловском гипюре, народной игрушке, художественной обработке металла, о резьбе по дереву, о мастерах казаковской филиграни, об искусстве хохломской, полхов-майданской и, конечно, городецкой росписи. Городецкая роспись – один из самых известных народных художественных промыслов. Первая часть книги включает, прежде всего, главы, посвященные истории Городца и краткой характеристике народного искусства региона, развитию промысла от его зарождения до упадка в начале ХХ века и затем – его возрождение. Вторую часть книги составляет блок очерков о ведущих мастерах современной Городецкой росписи. О борнуковской резьбе по камню и варнавинской резьбе по кости рассказывает книга Л.И. Помыткиной «Нижегородская резьба по камню и кости». На Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде камнерезное искусство борнуковцев было представлено прикладными изделиями: пресс-папье, столешницами, досками для умывальников и разнообразными фигурками животных. В наше время изменяется назначение изделий. Они все более становятся не декоративно-прикладными предметами, а скульптурами малых форм. Например, слоны из известного семифигурного набора вряд ли теперь выстроятся в обязательную шеренгу. Каждый слон хорош сам по себе. На Руси резьба по кости как вид ювелирного искусства была известна с давних времен. Небольшой поселок Варнавино в середине ХХ века стал центром ювелирного косторезного искусства российской значимости. Удивительна история его развития. Опыт художественной работы с костью был привезен из Архангельска. От чукотских умельцев переняли навыки резьбы в мелкой пластике и чувство трепетного отношения к природным формам, а от Павловских мастеров – интерес к украшению холодного оружия. Сюда попал и Дальний Восток со своей этносюжетикой. Все представленные вашему вниманию издания богато иллюстрированы и дают наглядное представление об искусстве родного края. Например, взяв в руки хохломское изделие, вы будете знать, как рождается это расписное золотое деревянное чудо; а найдя где-нибудь в чулане старого бабушкиного дома запыленный поддужный колокольчик, узнаете своего нового «знакомого» родом из Пуреха; и прабабушкина золотная косынка-головка, бережно хранимая в семье, для вас уже не бессловесная старинная вещица, а говорящая реликвия со своей историей; ну, а уж если где-то в магазине вам приглянется шахунская скатерть, вы со знанием дела сможете оценить ее достоинства. Верно утверждение, что прекрасное в природе сродственно прекрасному в человеке, отражено в нем. Умножая красоту, народные мастера не только дополняют культурное наследие, но и осуществляют неразрывную связь прошлого и настоящего. Думаем, что знакомство с народными промыслами принесет вам много радостных минут. |
|
|||
E-mail: minkult@sinn.ru
|
Мы рады видеть Вас с 08.00 до 18.00 ежедневно, воскресенье с 10.00 до 16.00. Выходной день суббота. (83160) 4-22-62 – Центральная библиотека (83160) 4-20-53 – Центральная детская библиотека |
|
|