Экранопланы

Экранопланы

С экранным эффектом - эффектом изменения несущих свойств воздушного крыла на малых высотах - впервые столкнулись авиаторы в 20-х годах ХХ века на взлетно-посадочных режимах полета самолетов. Поскольку летные качества самолетов того времени, в частности их устойчивость, не были рассчитаны на этот эффект, в ряде случаев это оборачивалось авариями и катастрофами.

Экраноплан "Лунь" /чертежи /

Открытие экранного эффекта послужило началом создания экранопланов - летательных аппаратов, использующих при движении на малых высотах аэродинамические силы поддержания в области благоприятного влияния экрана на несущие свойства крыла.

Экраноплан "КМ"
/ Корабль-макет /

В конце 50-х годов прошлого века к созданию экранопланов обращается известный советский конструктор СПК, Ростислав Евгеньевич Алексеев. В 1959 году под его руководством разрабатывается первая аэрогидродинамическая компоновка экраноплана - "тандем" (крыло за крылом), с расположением воздушных крыльев специальной геометрии в носу и корме корпуса экраноплана. В 1960 году была изготовлена первая самоходная модель экраноплана в компоновке "тандем", названная СМ-1. В 1961 она прошла испытания, подтвердив в целом проектные расчеты. В качестве водителя-испытателя этого экраноплана, как и последующих, был их главный конструктор - Ростислав Евгеньевич Алексеев. Экраноплан компоновки "тандем", имевший высокую взлетно-посадочную скорость и "некомфортную" для находящихся на борту динамику полета в условиях внешних возмущений, не получил дальнейшего развития.

Экраноплан "СМ-2"

В 1962 году Р.Е.Алексеев вносит предложение, ставшее уникальным изобретением, - внедрить в компоновку экраноплана новый конструктивный элемент - поддувное устройство. Идея этого устройства заключается в создании на несущем крыле экраноплана подъемной силы, обеспечивающей его от опорной поверхности на минимально возможных скоростях. По идее Алексеева это достигается поддувом на старте экраноплана струями реактивных или воздушно-реактивных двигателей под его несущее крыло. Испытания поддувных устройств, проведенные на малых моделях, дали феноменальный результат - подъемная сила, развиваемая на крыле вблизи экрана,в 8-10 раз превышала тягу двигателя. С этого изобретения все созданные Алексеевым и под его руководством компоновки экранопланов как необходимый элемент имеют поддувное устройство.Успешно испытанная на СМ-2П7 в 1962 году самолетная компоновка стала основой для создания первых практических образцов экранопланов.

Экраноплан «Орленок»

В 1964 году по постановлению правительства СССР под руководством Алексеева были начаты работы по созданию экранопланов для ВМФ. Учитывая, что к началу этих работ требуемая научно-проектная база еще не была создана, а соответствующая база, которой располагали авиация и судостроение, оказались малопригодными, Алексеевым было принято решение о проектировании и строительстве на первом этапе работ натурного корабля - экраноплана КМ (корабль-макет), представляющего собой экраноплан-лабораторию.В 1966 году экраноплана КМ был построен и спущен на воду. КМ массой 550 тонн и до настоящего времени является самым крупным летательным аппаратом в мире. В период 1966-1969 годов КМ успешно прошел всесторонние государственные испытания, после чего эксплуатировался до 1980 года, обеспечивая решения различных задач проектирования экранопланов.

Экраноплан «Стриж»

Первый транспортно-десантный экраноплан ВМФ "Орленок" (масса 140 т, скорость 400 км/ч, мореходность 1,5 м высоты волны) был спроектирован под руководством Р.Е.Алексеева в 1972 году, построен и испытан в 1974 году. После наладочных испытаний и производственной доработки он 1979 году был успешно сдан заказчику и включен в состав ВМФ.

После смерти Р.Е.Алексеева и в условиях наступившей перестройки в стране работы по экранопланам стали постепенно сворачиваться, а в конце 80-х годов поддержка со стороны государства практически прекратилась. Угроза утраты лидирующих позиций России в экранопланостроении стала реальной.

В Российской Федерации работы по воссозданию отечественной школы экранопланостроения инициативно взяло на себя ЗАО "Арктическая торгово-транспортная компания" ("АТТК"), объединив усилия ведущих конструкторов и инженеров - соратников и продолжателей дела Р.Е.Алексеева в работе над новыми проектами экранопланов. В 90-х годах прошлого века в созданном в Нижнем Новгороде конструкторском бюро компании, которое возглавил в качестве Генерального конструктора ученик Р.Е.Алексеева к.т.н. Д.Н.Синицын, был разработан проект 5-ти местного экраноплана "Акваглайд".

Экраноплан «Волга»

Пятиместный малый морской прогулочный экраноплан "Акваглайд" (авторский коллектив по алфавиту: Антонов А.А., Бутлицкий А.Г., Вольфензон А.Я., Журавлев Н.И., Литинский Л.О., Лукьянов А.И., Маскалик А.И., Нагапетян Р.А., Радовицкий Г.Л., Синицын Д.Н., Томилин В.В.) - первый в мировом судостроении практический образец ЭП, отвечающий коду безопасности ММО. Экраноплан "Акваглайд" сертифицирован Российским Морским Регистром Судоходства. Конструкция экраноплана и промышленный образец защищены патентами РФ.

В целях создания материально-производственной и испытательной баз ЗАО "АТТК" приобрело в собственность, созданную 60-х - 70-х годах под обеспечение экранопланных работ Р.Е.Алексеева, проектно-исследовательскую базу в Чкаловском районе Нижегородской области, на которой после масштабной реконструкции и строительства инженерных сооружений организовано серийное производится малых экранопланов "Акваглайд".

Назад