Мы находимся по адресу:
Нижегородская обл.,
г.Чкаловск, пл. В.П. Чкалова, ДКС
ДКС


ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

«НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ»

III РАЗДЕЛ
Искусство росписи

Хохломская роспись – один из самых известных художественных промыслов Нижегородской области. Более трех столетий насчитывает промысел хохломской. Зародился он в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Старообрядцы знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы. Позднее с появлением дешевого олова способ перенесен на посуду. Родиной хохломы считается ковернинская земля, где промысел формировался вокруг торгового села Хохлома. С той поры появились не только расписанные растительно-травяными узорами «золотые» ложки, но и вазы, бочонки, чаши, шкатулки и др.
ЕМЕЛЬЯНОВА, Т. И. Хохломская роспись / Т. И Емельянова ; послесловие В. Шамшурина. – 2-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород : Литера, 2009. – 144 с. : ил. – (Библиотека им. И. П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»)

Роспись по дереву является королевой Городецких промыслов.
Панно, где целуются птицы,
Гирлянды цветов оплели –
Творением рук мастерицы
Глубинной российской земли…

Городецкая роспись с ее сюжетами – это, наверное, удивительное сочетание двух» «любовей» – к городу и деревне. К городу – потому что мастерицы изображают городские улицы, большие соборы и интерьеры городских домов. А к деревне – потому что и «тройки», и бабы в огромных платках, и песни, которые они поют, и гуси, и петухи, и птицы, и цветы – всё это деревенское. Именно сейчас в Городецкой росписи сосуществуют два этих начала. Художники придумывают не только походку, но и одежду, и прически для своих персонажей. И одежда их – настоящая энциклопедия русского костюма. Например, на панно мастерицы Е. Староверовой слышится много звуков. Стоит только взглянуть на ее большие круглые панно, и вы услышите звуки гармоники, поскрипывание ведер на коромысле, гоготание гусей, пение петуха, лай собачки, приветственные крики юношей и девушек…
ЧУЯНОВ С. П. Городецкая роспись. – Нижний Новгород : Литера, 2009. – 232 с. : ил. – (Библиотека им. И. П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»)

И пускай по весям всем и городам,
Никаких нигде не ведая границ,
Алой зорькой полыхает Полх-Майдан,
Как сердца его веселых мастериц.

Из поколения в поколение передается в Полховском Майдане искусство токарной обработки дерева, превратившееся из ремесла в творчество. Тарарушки – местное название токарных поделок. Это один из самых молодых промыслов во всем мире. Он возник в двадцатые годы ХХ века. Декоративный рисунок присутствует на таких традиционных изделиях, как коробки-шкатулки различных размеров, копилки, матрешки-красавицы – с алыми губками, розовыми щечками, бровями дугой и выразительными глазами, обрамленными длинными ресницами и на других веселых игрушках, а так же на скалках, молотках для приготовления отбивных котлет и другой хозяйственной посуде. Постепенно складывались самобытный орнамент и собственные сюжеты рисунков. Рисунки полховмайданских мастеров бесхитростны и наивны, как детские. «Рисунок майданцев ближе всего, пожалуй, стоит к рисунку французского художника Анри Матисса. Линия упруга, но не лишена плавности и в высшей степени изящна».
ШЕМЯКОВ А. Н. Яркие краски Майдана // А. Н. Шемяков. Чем богаты… – Нижний Новгород : Литера, 2012. – С. 119-165.

БЛИНОВ, Г. Вознесенские тарарушки // Г. Блинов. Чудо-кони, чудо-птицы. – М. : Детская литература, 1977. – С. 157-165.

вверх

E-mail: minkult@sinn.ru

   
Мы рады видеть Вас с 08.00 до 18.00 ежедневно,
воскресенье с 10.00 до 16.00.
Выходной день суббота.
(83160) 4-22-62 – Центральная библиотека
(83160) 4-20-53 – Центральная детская библиотека
website clock часы на сайт

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru