На сайт

 

Музей «Крестьянская изба» Вершиловской средней общеобразовательной школы

         Музей в Вершиловской школе был основан в 1996 году. Идея  его создания принадлежала учителю начальных классов Однолетковой Т.В. 

Ее поддержал коллектив школы. Ученикам  было дано задание собирать предметы старины. Узнав о создании музея в школе, многие жители села тоже приняли участие в сборе материала.

Поддержал эту идею и Костышев П.Г. – учитель по труду. Вместе с ребятами он после уроков создавал макет русской избы. Они сами пилили, строгали, клеили. Здесь был макет русской печи, лавки, окно. Экспонаты развесили по стенам, разложили по лавкам.

Возглавила работу по сбору, описанию, хранению, систематизации собранных предметов учитель истории В.И. Вахнина. Она же проводила экскурсии для учителей, учеников, родителей и гостей школы.

В настоящее время музеем заведует  Утина Л.В. – преподаватель истории. При ней музей из подвального помещения был перенесен в класс. Заново обивали стены деревом, устанавливали экспонаты, а называться он стал этнографическим музеем.

 

Быт крестьян в XIX - начале XX веков

Экскурсия по школьному музею

         100 лет назад быт крестьян был иным. Крестьянские избы XIX века отличались от современного жилья. Вот перед вами макет такой (приблизительно) избы, созданный в 1996 году руками учащихся 9 – го класса под руководством бывшего учителя по трудовому обучению Костышева П.Г. особенно много поработали вместе с ним учащиеся  Ильин Андрей, Ефимов Саша, Тараканов Женя, Свистунов Коля.

Небольшая изба с минимальным количеством окон для сохранения тепла. Мебель отсутствует. Только самое необходимое: широкие лавки вдоль стен, в красном углу – киот, стол, залавошник против русской печи, посудник, в углу – рукомойник. Кроватей нет. Спали на полу, на лавках, полатях, которые были в каждой крестьянской избе, на печи, без которой жизнь семьи была немыслима. Русскую печь топили для тепла, в ней готовили пищу для всей семьи, скотины на весь день, на ней сушили обувь, одежду, на ней спали и даже мылись. В этом случае выгребались угли и зола, на под печи настилалась чистая солома, заслон закрывался и можно было париться.

Крестьянские семьи были многолюдны, как правило, было много детей. Но длинными, зимними вечерами всем хватало работы. Ведь крестьянская семья жила тем, что создавала сама: крестьяне почти ничего не покупали, кроме, может быть, соли, сахара.

Вечер. Полумрак в избе, лишь потрескивает светец. Светец был необходимой принадлежностью бедных крестьян. Даже и в XX веке в годы Великой Отечественной войны некоторые крестьяне еще пользовались им.

Светец представлял собой деревянный стояк, один конец которого укреплен в край деревянного корытца, а верхний заканчивался металлической развилкой. В развилку вставлялась длинная, березовая лучина. В корытце налита вода. Обгоревший конец лучины падает в воду. В течение длинного зимнего вечера приходилось постоянно поддерживать огонь, заменять сгоревшую лучину новой. Обычно на вечер рядом со светцом клался целый пучок длинной березовой лучины. На русской печи обычно сохли березовые поленья, из которых щепали лучину для светца.

При неярком свете лучины семья занята своими делами. Хозяин чинит сбрую, плетет лапти, корзины и т.д. Мальчики ему помогают, учатся. Крестьянка прядет лен или шерсть, или ткет холст. Прядут и девочки. Ведь льняных ниток надо было очень много, чтобы соткать холст, т.к. семья носила в основном домотканую одежду.

Прядение обычно начиналось в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин ткани (около 15 метров) нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи. Поэтому прядильный сезон продолжался почти 5 месяцев. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни. Но прялки использовались не везде, а преимущественно на севере страны и севере Нижегородской губернии. В нашей местности, в Вершилове, пряли с гребня. В музее представлено несколько гребней. Гребень вставлялся в донце-сиденье, а на его зубья надевалась кудель изо льна или  шерсти. У гребня узкая длинная рукоять и частые зубья.

Предметы, которыми пользовались крестьяне, по возможности украшались. Народные художники старались и простые предметы сделать нарядными, старались внести праздничность в повседневность. Росписью и резьбой украшали дома и ворота, столы и сундуки, орудия труда, посуду. В данном случае гребень трудно было украсить. Зато поверхность сиденья-донце богато украшалось.

В музее несколько гребней и все они разные: и расписные, и украшенные инкрустацией – вставками из мореного дуба. Мореный дуб очень редкий материал. Откуда же его брали крестьяне?

Оказывается, это дар природы. Среди лесов и болот, прячась в кустарниках и высокой траве, течет по Нижегородскому краю небольшая, но быстрая речка Узола. Разливаясь весной, она затопляла обширные пространства, подмывала корни деревьев. Падали в воду могучие дубы. Однако древесина их от этого нисколько не страдала, наоборот, становилась еще плотнее и приобретала красивый темный цвет.

Маленькая речка временами меняла русло и, уходя, открывала погребенные ею дубы. Окрестные крестьяне использовали этот материал для украшения донец. Крупные части изображений делали из вставок темного дуба, такие же круглые вставки – гвоздики служили для окаймления, а все остальные детали узора выполнялись резцом. Поскольку древесина очень твердая, резных линий делали немного, и фигурки  были предельно лаконичны. И, тем не менее, изображения очень выразительны: крутой изгиб шеи или грудь коня, округлость линии спины, разбросанные в беге тонкие паутинки-ноги – и перед вами мчащийся в галопе конь. Художник не стремился приблизить изображение к натуре. Его цель – сделать вещь как можно наряднее. Поэтому в виде гвоздиков он использует вставки мореного дуба в самых различных местах донца. Такие донца делали где-то в конце XVIII века, так что гребням, представленным в музее, более 200 лет.

Некоторые донца богато разрисовывались яркими красками: изображались силуэты людей, птиц, цветов. Росписью занимались талантливые художники – самоучки. К сожалению, росписи на донцах сохранились плохо, а вот на боковых сторонах головки гребня силуэты птиц, диковинные цветы очень хороши. Такой росписью занимались городецкие художники.

Готовую пряжу скручивали, если надо было – красили, затем вручную ткали на ткацком стане. Ткацкий стан очень громоздкое сооружение, но он был в каждой крестьянской избе. Здесь представлены отдельные детали из него: берда, через которые протягивали нити. Чем сложнее узор, тем больше берд в стане. Челнок, который сновал по утоку туда – сюда. Цевки, вставлявшиеся в челнок. На некоторых цевках сохранились остатки льняных ниток. На цевки нитки наматывались с турбиц. Здесь представлена турбица также с остатками льняных ниток. Нитки ровные, тонкие, что говорит об искусстве женщины – пряхи.

Если ткань нужна была однотонная, белая, то суровую льняную ткань отбеливали очень простым способом: весной выстилали полотно на наст. Тающий снег на солнце отлично отбеливал ткань. После стирки она становилась белоснежной.

Домотканая льняная одежда долго носилась, была очень прочной, но грубоватой. Ее трудно было стирать, полоскать, гладить. Для полоскания белья на речке применяли деревянные вальки. В музее несколько образцов этих вальков. Валек изготовляли обычно из плотного, тяжелого дерева, чтобы, шлепая им по мокрому белью, лучше выбивать грязь.

Выстиранное и высушенное белье гладили (катали) с помощью катков. Вещь наматывали на круглую болванку и катали на столе зубчатым катком. Вещь становилась мягкой, расправлялась. В музее представлены 2 катка.

В более позднее время появились металлические жаровые утюги. В музее 2 вида таких утюгов. В один из них насыпались горячие угли. По мере остывания они заменялись. Другой утюг сделан из сплошного слитка металла, очень тяжелый. Он просто нагревался в печи или на плите.

Если была необходимость сходить вечером или ночью во двор, применялись фонари «летучая мышь». В музее представлены 2 образца таких фонарей. Один из них застеклен со всех сторон, вверху отверстие для поступления воздуха, внутрь вставлялась свеча. Другой, более позднего времени, имел круглое, пузатое стекло, в металлический резервуар наливался керосин и вставлялась хлопчатобумажная лента. Яркость света в этом фонаре можно было регулировать.

Деревянная ступа. Она была также необходимой принадлежностью каждого крестьянского дома. Ступа была тяжелой и делалась из целого куска плотного дерева, преимущественно из березы или дуба. В ступе пестом толкли солод (проросшие, сладкие, высушенные зерна ржи) на квас и пиво, толкли каменную соль, чтобы она была более мелкая и др.

Трепала. Чтобы лен сделать более чистым и мягким, из него с помощью трепал выбивали остатки костры – затвердевших частей стебля льна.

Орудия сельскохозяйственного труда – серпы, молотило или цеп. Все зерновые культуры полностью сжинали вручную серпами. Старались не опоздать с жатвой, чтобы зерновые не перестояли, и зерно не высыпалось из колосьев. Сжатый будущий хлеб в снопах свозили на ток, где в овинах горячим дымом высушивали снопы, чтобы легче было молотить. Затем на току расстилались снопы двумя аккуратными рядами колосьями друг к другу, по краям вставали крестьяне с молотилами и в строго определенном ритме подвижной частью молотила ударяли по колосьям, выбивая из них зерно.

Посуда в основном была из глины: горшки, кринки, кувшины. Замечательные гончары были в Городце. Они знали заповедные места, где можно было брать глину для посуды. Глина должна быть мягкой, эластичной. Гончары могли сотворить и огромный горшок  на 7-9 метров, кувшин для кваса и пива, кринку для молока. Глиняную посуду вершиловские крестьяне обычно покупали. В музее несколько ее образцов.

Основная масса крестьян обувались в лапти. «Лапотная Россия» - этот термин был распространен. В Нижегородской губернии умели плести лапти. Еще Петр I в XVIII веке, основывая Петербург, выписал туда нижегородских мастеров по плетению лаптей, чтобы обувать в них рабочий люд. Лапти плелись из луба (лыка) молодой липы. Это была легкая, мягкая, удобная обувь. Главный недостаток был в том, что лапти пропускали воду. Носили их в любое время года, даже зимой с суконными онучами (портянками). В музее представлены детские лапотки и «деревце», на котором лапти плелись.

В витрине музея - бумажные деньги конца XIX и первой половины XX веков, рукописные книги, дату написания которых, к сожалению, пока установить не удалось. Представлены также изделия из металла мастеров – умельцев: ножницы для стрижки овец, замки, огромные ключи от амбарных замков, нож – косарь для щипания лучины, подкова. Валек, употребляемый при полоскании белья на речке. Мастер украсил его росписью, рельефным рисунком, поставил свои инициалы. Пояс, сотканный руками Муравьевой Анны в 1912 году. Свою фамилию, имя, год мастерица выткала на поясе. Ей было 20 лет. Такие пояса девушка на выданье готовила заранее, как подарок будущему мужу, свекру, свекрови.

Материал подготовила Вахнина В.И.    1997 год.

 

 
       
     
       
     
       
     
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
   

МУ "Централизированная библиотечная система" Чкаловского района Нижегородской области 2009 г.

 

Сайт управляется системой uCoz