На сайт

 

Князь Д.М. Пожарский

Дмитрий Пожарский родился 20 апреля 1578 года.

Это был человек мужественный, благородный и честный, безгранично преданный своему Отечеству. Происходил Д. Пожарский из рода князей Стародубских, представлявших одну из младших ветвей династий Рюриковичей. Родоначальником их был сын Всеволода Большое Гнездо Иван, получивший в свое владение Стародубское княжество. Одна из ветвей рода Стародубских получила наименование Пожарских— по названию городка Пожар в Суздальском княжестве. Предки Д.М. Пожарского сражались с монголо-татарами и другими недругами Руси. Один из князей Стародубских погиб в 1380 году на Куликовом поле. Неоднократно участвовал в походах во времена Ивана Грозного и отличался храбростью и отец героя — князь Михаил Федорович Пожарский.

В 1587 году, когда Дмитрию было всего девять лет, его отец умер. После его смерти семья Пожарских переехала в Москву. В 1593 году в 15 лет Дмитрий поступил на дворцовую службу. В ходе службы дослужился до звания царского стольника.

Выдвинулся Дмитрий Михайлович не из-за знатности или богатства, а благодаря полководческому дарованию, храбрости и верности долгу. Он несколько лет честно служил на окраинах страны, обороняя русскую землю от врагов. В годы Смуты многие князья, бояре и дворяне неоднократно перебегали из одного лагеря в другой, отступая от данной присяги. Но Пожарский ни разу не сотрудничал ни с самозванцами, ни с иноземными завоевателями, ни с заговорщиками. В 1608 году князь впервые обратил на себя внимание в борьбе с поляками. Будучи воеводой, он разбил неприятеля близ Коломны. Затем последовала победа над отрядом изменника М. Салтыкова, служившего тогда Тушинскому вору. Василий Шуйский пожаловал Дмитрию Пожарскому село Нижний Ландех с двадцатью деревнями в Суздальском уезде. Царь дает ему новое поручение – освободить дороги, по которым в Москву шли хлебные обозы и которые постоянно захватывали конные отряды ротмистра Млоцкого и атамана Салькова.

Вскоре Пожарский встретился на владимирской дороге с отрядом Салькова. Сеча длилась несколько часов. Сальков был разбит. Он был настолько потрясен разгромом, что через несколько дней явился с повинной в Москву. Добрая слава о Пожарском растет. В 1610 году Дмитрий Пожарский был назначен воеводой в городе Зарайске и отказался служить Лжедмитрию II, на стороне которого оказалось большинство горожан. Благодаря стойкости князя Пожарского, вскоре удалось заставить жителей Зарайска и Коломны отстать от Самозванца и изгнать из своих городов сторонников Тушинского вора.

Участник первого ополчения, Дмитрий Пожарский был тяжело ранен в голову и ногу, на руках был вынесен из пылающей Москвы своими воинами.

И, когда надо было найти достойного полководца во второе ополчение, нижегородцы остановили свой выбор на Дмитрии Пожарском.

27 июня 1612 года ополчение двинулось к столице. Первоначально было принято решение идти на Москву кратчайшей дорогой — через Суздаль. Но позже пришлось от этого отказаться. Дело в том, что нижегородцы узнали об усилении польского гарнизона людьми и о подвозе туда провианта. Кроме того, объявился новый Лжедмитрий в Пскове, которого поддержали многие казаки. Решили не рисковать. „Совет всея земли", который был создан в феврале 1612 года, принял решение идти вверх по Волге до Ярославля.

Про планы нижегородского ополчения прознали враги. Пришедшие из-под Москвы казаки захватили город. Дмитрий Пожарский понимал, что потеря Ярославля была бы потерей всего Севера и потому „Совет всея земли" принял решение: идти на Ярославль. Был отряжен отряд под командованием князя Дмитрия Петровича Лопаты-Пожарского и дьяка Семена Самсонова, дабы упредить казаков. Посланный отряд справился с поставленной задачей: Ярославль был освобожден, а казаки посажены в тюрьму.

Ярославцы же сняли копии с призывной грамоты нижегородской и отправили их в Кашин, Углич, Романов, Бежецк. В середине февраля в Ярославль прибыли представители из этих и иных городов Ярославского уезда и целовали крест на соединение со всеми городами Московского государства. Но к польскому гетману пришло пополнение из Литвы. Численное преимущество было за поляками и литовцами. Наступило 22 августа. На рассвете поляки стали переправляться через Москву – реку. С другой стороны со стен кремля грянули пушки – литовцы готовились к вылазке. По команде Пожарского дворянская конница и казаки устремились навстречу врагу. Противники сошлись в конной сече. Бились насмерть, не пуская врага в Замоскворечье. В этой битве понесли огромные потери обе стороны. Предательство Трубецкого тоже сыграло свою роль. Кремль оставался в осаде. Литовцы отступили. Польский гарнизон бедствовал. В Кремле съели все, что бегало на четырех ногах и летало, уже варили в котлах кожаные пояса, сапоги.

Осада Кремля затянулась. Установив в Замоскворецких садах напротив кремлевских стен тяжелые осадные пушки, ратники принялись забрасывать гарнизон калеными ядрами. Это страшило осажденных меньше, нежели угроза голода. Появились первые умершие, есть было нечего, среди осажденных начался каннибализм. Пожарский предложил полякам сдаться. Он обещал отпустить их на родину, а тем из них, кто был не в состоянии передвигаться самостоятельно от голода, предлагал выслать подводы. Отчаявшиеся и обезумевшие от голода поляки ловили людей. Продолжение осады грозило полным истреблением поляков, и они пошли на переговоры. Поначалу шляхтичи стали торговаться, выговаривая себе уступки. Ополченские ратники и казаки возмутились. 22 октября народ ударил в колокол. Подняв хоругви, казаки пошли на штурм Китай-города и взяли его.

Спустя три дня после взятия Китай-города, поляки открыли Троицкие ворота Кремля. Первыми выходили бояре-изменники: Федор Иванович Мстиславский, Иван Романов, Федор Шереметев, Иван Воротынский, Борис Лыков, а также старица Марфа с юным Михаилом — будущим первым государем России из рода Романовых. Следом тронулись приказные чины, страшно исхудавшие и чуть живые. Проходя двумя потоками к Троицким и Фроловским воротам, рыцарство, гайдуки и жолнеры проходили через Ивановскую площадь, где оставляли свои знамена, оружие и награбленное добро. Имущество принимал Кузьма Минин.

В Кремле царило запустение: загаженные дома, оскверненные храмы, на улицах валялись не захороненные трупы. В сенях домов, где располагались жолнеры, ратники натыкались на большие чаны с засоленной человечиной. Оторопь брала бывалых воинов от увиденного. Пленных поляков разослали по городам. Часть попала в Ярославль, часть — в Галич, в Балахну, в Ядрин и Нижний Новгород.

С 27 октября началось очищение улиц и храмов Москвы, а в воскресенье 1 ноября был триумфальный крестный ход с богослужением в честь освобождения престольной. Впереди несли святые образы Владимирской Божией Матери, Казанской Божией Матери, образы преподобного Сергия Радонежского и московских чудотворцев, хоругвь с пресветлым ликом Спаса. Казалось, все напасти остались позади, и наступает новое, небывалое счастливое житие. Славили освободителей, но чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

О достоверности дат и последовательности событий той далекой поры многие историки спорят, но все согласны с тем, что неоспоримая победа народного ополчения в 1612 году является прекрасным историческим примером демонстрации единства нашего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Вот почему этот праздник назвали днем народного единства. И празднуется он в день Казанской божьей матери. День народного единства призван напомнить нам о том, что мы, россияне, единый народ, несмотря на свою многонациональность, с общей исторической судьбой и общим будущим. Это день национального согласия, сплочения общества, это праздник взаимопонимания, милосердия и заботы о людях.

Деяния Пожарского и Минина не были забыты царем. Пожарский получил чин боярина, а Минин стал думным дворянином. Князю Дмитрию Пожарскому довелось еще много участвовать во многих битвах. По состоянию здоровья после всех ранений он перешел на чиновничью службу. Пожарский ведал ямским приказом, затем Разбойным, был воеводой в Новгороде, затем опять в Москве в Поместном приказе в 1633 году опять воевал с поляками за Смоленск. Дмитрий Михайлович воздавал должное не только людям, но в первую голову Господу. На собственные средства он построил несколько церквей, в том числе, в память о ратниках ополчения, Казанскую церковь на Красной площади. И в своих вотчинных землях Пожарский возводил храмы: в селе Ворошилове (Вершилове), и в селе Пурех Балахнинского уезда он поставил три церкви. В одной из них – в храме Преображения в селе Пурех хранилось ополченское знамя, которое в 1827 году было передано в оружейную палату. Умер боярин и воевода Дмитрий Михайлович Пожарский 20 апреля 1642 года. По преданию, перед смертью он принял схиму, взяв имя Косьмы. Захоронен был в Спасо-Ефимиевском монастыре в Суздале.

Источники:

1. Рыжов, К. Сто великих россиян/ К.Рыжов. - М.: Вече, 2001. - С. 191-199.
2. Полководцы России. - Н.Н.: изд-во "Ниж.Новгород", 1995. - С. 41-49.
3. Книзья Пожарские и Нижегородское ополчение. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / авт. - сост. А.Соколов, протоиер. - Н.Н.: Саранск, 2005. - 176 с.

 

 

 
       
     
       
     
       
     
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
   

МУ "Централизированная библиотечная система" Чкаловского района Нижегородской области 2009 г.

 

Сайт управляется системой uCoz