Официальный сайт МБУК ЦБС




Мы находимся по адресу:
Нижегородская обл.,
г.Чкаловск, пл. В.П. Чкалова, ДКС
ДКС


АРХИВ

СЛОВО БИБЛИОГРАФУ

<Библиограф
Библиограф ЦБ МБУК ЦБС
Лариса Борисовна Феофанова

У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

75 лет прошло со дня Великой Победы над фашизмом. Столько времени мы живем под мирным небом! Война ушла от нас далеко, осталась только в памяти тех немногих, кто видел ее, испытал ее тяжести. Мы знаем о Великой Отечественной войне только по книгам, по рассказам ветеранов, по пожелтевшим фотографиям. Самая страшная по своей жестокости Великая Отечественная война не обошла стороной никого: ни мужчин, ни женщин, ни детей, ни стариков.

О боевых и трудовых подвигах советских женщин в годы Великой Отечественной войны написано много книг, очерков, документальных повестей, журнальных и газетных статей. Множество своих произведений посвятили ратному труду женщин наши писатели и поэты. Например, послевоенная литература ярко поведала о подвиге женщин на войне в таких произведениях, как «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Доктор Вера» Б. Полевого. Н о особое и неизгладимое впечатление производит роман белорусской писательницы-публицистки Светланы Алексиевич «У войны - не женское лицо». Давайте вспомним эти и другие не менее интересные литературные произведения, раскрывающие со всех сторон тему тяжёлой доли женщины в годы Великой Отечественной войны и помогающие понять, что пришлось им пережить. Героини этих произведений страдают, принимают чужую боль на себя, совершают подвиги, ошибаются, плачут, кричат. Они выступают против насилия.

Им бы феями с белыми платьями
Кавалеров сердца покорять,
Но случилось от родины - матери
Им тяжёлую ношу принять!
(Геннадий Вершинин)

На самой страшной и долгой войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, «брала языка», принимала бой. Она убивала врага, обрушившегося на ее землю, дом, детей. «Не женская эта доля – убивать», – скажет одна из героинь С. Алексиевич, вместив в эту фразу всю жестокую необходимость случившегося. Другая распишется на стене поверженного рейхстага: «Я пришла в Берлин, чтобы убить войну».

Книга «У войны – не женское лицо …» С. Алексиевич написана по рассказам реальных людей. Тех, кто воевал, тех, кто выжил в этой войне. Автор показал другую войну, другую победу, не такою как нам она была представлена всегда, а ужасную, страшную действительность! В книге женщины рассказывают о войне, о которой мужчины нам не рассказали. Такой войны мы не знали. Мужчины говорили о подвигах, о движении фронтов и военачальниках, а женщины говорили о другом – как страшно первый раз убить... или идти после боя по полю, где лежат убитые. «Они лежат рассыпанные, как картошка. Все молодые, и жалко всех – и немцев, и своих русских солдат». Роман построен в форме беседы, в форме воспоминаний. Долгие четыре года писательница шла «обожженными километрами чужой боли и памяти», записывала сотни рассказов медсестер, летчиц, партизанок, десантниц, которые со слезами на глазах вспоминали ужасные годы. Одна из глав романа под названием «Не хочу вспоминать...» повествует о тех чувствах, которые «и хотелось бы забыть, но нет возможности». Так описывают женщина свой первый бой: «Самое страшное, конечно, первый бой. Небо гудит, земля гудит, кажется, сердце разорвется, кожа на тебе вот-вот лопнет. Не думала, что земля может трещать. Все трещало, все гремело. Мне казалось, вся земля вот так колышется. Я просто не могла… Как мне все это пережить…» Это – книга-крик, книга-мольба ко всем людям, всему человечеству – «Войны не должно быть!». Книга, пронизанная напряжением и тревогой, книга, которую очень тяжело «пройти», мысли постоянно возвращаются к девушкам, женщинам, дочерям, женам, матерям, которые выдержали это пекло. Светлана Алексиевич хотела написать такую книгу о войне, чтобы от этой войны тошнило, чтобы сама мысль о ней была бы противна и безумна. И это у нее отлично получилось. «Женщина на войне – это самое невероятное сочетание явлений», – скажет писатель Борис Васильев в одном из своих интервью.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ


Борис Васильев – автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По его книгам и сценариям снято более 15 фильмов. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Идет война, 1942 год. Один из железнодорожных разъездов охраняет взвод девушек во главе со старшиной Федотом Васковым. Одна из девушек, Рита Осянина, ночью тайком убегает в город, к сыну, и вот однажды, возвращаясь в расположение взвода, Рита видит двоих немцев. Она докладывает Васкову, который определяет маршрут немцев и решает опередить их. Он берет с собой пятерых девушек, и идет с ними через болото, наперерез немцам. Немцев оказывается 16 человек и Васков отправляет одну из девушек за подмогой через болото, где она погибает. В неравном бою погибают все девушки, но немецкие диверсанты не прошли. В книге, несмотря на всю трагичность происходящего, сохраняется беззаботное девичье поведение. Борис Васильев рассказывает о судьбе каждой героини, как жили до войны, любили, мечтали. Они шутили, забавлялись, старались жить, как получается, и дышали полной грудью, ничего не боялись, просто шли напролом, верили в себя и своё будущее – безосновательно, зато искренне. У каждой из них, зелёных зенитчиц, были свои причины идти воевать, каждая была красива по-своему снаружи и искалечена изнутри, со своими умениями и страхами, но как любая из многих тысяч женщин на войне, хотела жить. Книга читается легко, и проникает в самые дальние уголки души.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ


Борис Львович Васильев, оказавшись на фронте совсем молодым парнем, знает о войне не понаслышке. Рассказывая историю главного героя повести «В списках не значился» лейтенанта Плужникова, писатель повествует о пути, пройденном им самим и его сверстниками. Это путь формирования личного человеческого и национального достоинства, вынуждающего врага отдавать честь мальчишке, заявляющего: «Я - русский солдат». Автор в этой книге затрагивает еще одну тему: участие женщины в сражениях. По мнению историков, первый бой советские женщины приняли в Брестской крепости 22 июня 1941 года. Немцы не могли взять эту крепость около месяца, в рядах оборонявшихся бойцов Красной Армии имелось большое количество женщин. Гитлеровцы даже распространили слух, что крепость обороняет специальный женский отряд НКВД. После того, когда Брестская крепость была взята, осматривая развалины, немецкие генералы с удивлением наблюдали большое количество женщин, с оружием в руках. Борис Васильев описывает в повести дни и ночи обороны крепости, которые слились в единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и постоянного, изнуряющего желания пить... Читая книгу, остаешься под впечатлением от истории любви Плужникова и Мирры. Кажется, что эта романтическая любовь в подземелье как-то неожиданна в этом романе. Но эта любовь является проявлением настоящей человечности, противостоящей жестокости войны. Великая сила жизни, добра, любви неистребима наперекор всему, что стремится ее уничтожить. Легендарные герои, легендарные подвиги, изображенные в романе «В списках не значился» отражают подлинную действительность. И автор, рисуя их, опирался на реальную историю обороны Брестской крепости.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ


«Неопалимая купина» – еще одна книга Бориса Васильева, посвященная женщине, пережившей войну. Это короткая повесть о послевоенной жизни старшего лейтенанта Антонины Федоровны Иваньшиной, ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, бывшего командира пехотной роты. Главная героиня загрубевшая, заматеревшая, этакий мужик в юбке... «Были три ранения (два легких и одно тяжелое), были контузия и два инсульта. Были три ордена – Отечественной войны I степени и два Красной Звезды. Были медали – две «За отвагу» и одна «За боевые заслуги». Были всяческие значки, билет инвалида Великой Отечественной войны, право ношения формы в День Победы, комната в двухкомнатной квартире, хорошие, прямо как родные, соседи и бездомная студентка Тонечка». Она из тех людей, кому на войне проще, понятней, чем в мирное время. Война для Антонины закончилась, а воспоминания и последствия пережитых дней остались. «Детей у нее никогда не будет, как и жизни без болей. Так и не сможет никогда забыть того кома глины, попавшего в спину, боли не позволят, как и долгих часов в болоте – дети не позволят не рожденные». Страшные слова бьют по лицу: «Рожать – это не долг, это физиология. Долг – умирать, когда не хочется». Наверное, если бы не война, не этот самый долг, то Антонина была бы как сотни рядовых девушек: ходила бы на свидания, носила каблуки, родила бы ребёнка в молодости. У неё было бы будущее. Светлое и хорошее. Но на ее долю выпали тяжелые испытания: пройти войну, потерять любимого, потерять ребенка.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ


Вся молодость моя прошла на фронте,
Мне в сорок первом было двадцать два...
Вы нравственностью душу мне не троньте!
День каждый, как последний был тогда!
(Милена Эн)

Многие советские женщины вынесли на своих плечах эти тяготы войны. Война круто изменила их жизнь, заставила оставить на потом жизненные планы. Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз вызвало у них безграничный гнев и жгучую ненависть к врагам, и в первую очередь – готовность встать на защиту своей Родины. Женщины и девушки шли в парткомы, комитеты комсомола, военкоматы и настойчиво добивались отправки на фронт. Таким переломным событием в жизни Юлии Друниной стал 1941 год – в то время, когда она окончила школу и началась Великая Отечественная война. Друнина Юлия Владимировна – поэт, прозаик. В шестнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работала санитаркой в глазном госпитале. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов, после окончания которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Автобиографическая повесть Ю. Друниной «С тех вершин...» увидела свет в 1979 г. Стихи Юлии Друниной читаются сердцем и душой. Удивительно, как самыми простыми словами передается весь букет чувств. Стихи запоминаются практически с первого прочтения и кажется, что автор говорит и от твоего имени. Настолько это близко именно тебе. В автобиографической повести «С тех вершин…» Юлия Друнина пишет как её чуткая к справедливости и красоте душа в девичьем возрасте попадает в кромешный ад войны: бомбёжка, контузия, работа санитаркой. «На войне «невозможное стало возможным» – например, не спать трое суток. Засыпали на ходу – как кто заснет, так его и повело в левую сторону. Обязательно в левую. И я знаю, – почему. Ведь направо, за обочиной, лежала обычно еще заминированная земля. Ступишь на нее – взлетишь на воздух. Об этом солдат «помнил» и во сне». Трогательно вспоминает Юлия военную дружбу, с горечью пишет о первых потерях. «В батальоне нас, девушек, было всего две. Спали мы, подостлав под себя одну шинель, накрывшись другой, ели из одного котелка – как тут не подружиться? Немного времени отпустила нам на дружбу война, но ведь даже по официальной мерке один день на фронте засчитывается за три. А бывает, что и за всю жизнь не переживешь того, что за день или даже за час в бою... Зина умерла, так и не узнав, что ей присвоено звание Героя Советского Союза». А позднее было почти смертельное ранение (пуля прошла в 2 мм от сонной артерии). Госпиталь в тылу, инвалидность, возможность приносить пользу и вдали от фронта.
До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа́, и мала́,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.


И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! – Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Юлия Друнина

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ

Женщины сражались на всех фронтах и во всех родах войск. Самое многочисленное представительство участниц Великой Отечественной войны среди других специальностей на фронте составляли женщины-медики. На всех этапах эвакуации и лечения раненых – от передовой до госпиталей глубокого тыла – самоотверженно выполняли благородную миссию милосердия именно женщины-медики, которым миллионы солдат и офицеров обязаны жизнями.

Повесть Бориса Полевого «Доктор Вера» может, пожалуй, показаться остро приключенческим произведением. Писатель рассказывает в книге о конкретном, живом герое женщине-враче, о реальных событиях, происходивших в дни Великой Отечественной войны. Героиня книги – молодой хирург, женщина трудной судьбы, оставшаяся с ранеными в оккупированном городе, в госпитале, который не успели эвакуировать. В течение долгих месяцев оккупации она, спасая раненых, ведет опасную дуэль с гестапо и оккупационными властями, живет двойной жизнью, не роняя при этом чести и достоинства советского человека. Сколько ей, её больным, ее детям пришлось пережить в подвале, где устроили больницу – зима, голод, холод, войска СС, постоянные проверки, допросы, а нужно сделать все, чтобы сохранить и жизни людей, и собственное достоинство! Не умереть с голоду, спасти людей и не потерять гордость и звание человека! Как же это трудно! И она все это делает. Она истинная русская женщина, которой тоже страшно и тоже горько, которой хочется спрятаться, но не за кого. Она все выдерживает, проходит все испытания и выходит из них с честью. Роман полон психологизма, доброты и мужества. И ведь все это действительно было!..

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ

«Четвертая высота» Елены Ильиной бьет в самое сердце, потому что история, поведанная в ней – не выдумана, и Гуля Королева, погибшая на фронте, действительно жила, дышала, любила, хотела жить и отдала свою жизнь за мирное небо над головой. Целеустремленная, смелая – это не все качества, которыми обладала девушка. Четыре высоты в своей жизни Гуля преодолевает упорным трудом и настойчивостью, достигая цели. Книга написана очень просто, искренне и состоит из небольших зарисовок такой короткой, но яркой жизни – как будто вспышки фотоаппарата, запечатлевающие счастливые и грустные моменты, победы и поражения. Даже при чтении самых счастливых зарисовок сжимается сердце, потому что знаешь как не долго Гуле, такой искренней, шебутной, веселой девчонке, осталось жить на свете. А сколько было таких героев, памяти о которых не осталось, о которых не сложили песен, не написали книг? Сотни и сотни тысяч людей погибло в этой кровавой бойне, отстаивая право на жизнь и все, что мы можем сделать для них – это помнить и никогда не забывать, через что пришлось пройти нашему народу.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ


Немало женщин во время ВОВ служило в частях авиации. Женщины-летчицы вели воздушные бои с противником, расчищали путь пехоте, танкам, помогали им в прорыве вражеской обороны, в преследовании, окружении и уничтожении группировок врага и, конечно, совершали бесстрашные подвиги. О войне написано тысячи книг, сложены песни, сняты фильмы.


В особом ряду стоит документальная проза о женщинах-воинах. К таким книгам относятся сборники очерков о советских девушках, женщинах – героинях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., Героях Советского Союза «Героини войны» и «Героини». В одном из очерков «Подруги» рассказывается о нашей землячке, отважной летчице, Герое Советского Союза Руфине Сергеевне Гашевой. Много фашистов уничтожила эскадрилья 46-го гвардейского авиационного полка, в которой Руфина Сергеевна Гашева была штурманом. А закончила войну, будучи гвардии старшим лейтенантом. Автор очерка И. Селищева, сама являвшаяся командиром женской эскадрильи, рассказывает о своих однополчанках – лётчицах лёгких бомбардировщиков 46-го гвардейского Таманского авиаполка, двадцать три из которых были удостоены высшего звания Героя Советского Союза, рассказывает о женщинах-техниках и вооруженцах, об их героическом служении родной стране, о послевоенной учёбе, работе и жизни. В книге представлены документальные рассказы о «Ночных ведьмах» – лётчицах, которые вылетали на боевые задания на бомбардировщиках, предназначенных для действий ночью. Фашисты боялись и ненавидели их, поэтому дали им такое имя. Русские же солдаты называли их «прелестными колдуньями». Об этих женщинах написано немало книг, их именами названы улицы. А ведь это были недавние десятиклассницы и студентки, которые с первых дней войны рвались в бой. Когда началась Отечественная война, Руфина Сергеевна Гашева должна была начать обучение на третьем курсе Московского государственного университета механико-математического факультета. Но уже в сентябре 1941 она оставила учебу и присоединилась к защитникам родины. Ей по душе пришлась авиация. Поэтому в феврале 1942 года она окончила военные курсы штурманов. В этом же месяце она была принята в состав женского ночного бомбардировочного авиационного полка в качестве стрелка-бомбардира. Этот полк формировался в городе Энгельс, там же, где находилась и военно-авиационная школа, которую она окончила. Во многих местах послужила Гашева Руфина Сергеевна за годы войны. Постепенно она из стрелка-бомбардира стала штурманом звена, а затем и штурманом эскадрильи. Воевала на Южном, а также Северокавказском, Белорусском фронтах. Освобождала Кубань и другие территории. В общей сложности Гашева Руфина Сергеевна предприняла 848 эффективных вылетов, во время этих операций была уничтожена техника и личный состав противника. Она принимала участие в Берлинской, Осовецкой, Восточно-Померанской, а также Крымской, Могилевской, Белостокской, Млавско-Эльбингской операциях.


Любовь Тимофеевна Космодемьянская известна как мать двух Героев Советского Союза. Книга «Повесть о Зое и Шуре» – это история Л. Космодемьянской о своих детях, об участниках Великой Отечественной войны, Героях Советского Союза – Зое (1923 - 1941) и Александре (1924 - 1945). Перед нами прежде всего рассказ матери, потерявшей на войне самое дорогое – детей, рассказ полный материнской мудрости, любви, непредвзятости и боли. Зоя была принципиальной, духовно сложной натурой, немного витающей в облаках, и в то же время строгой, подходящей со своей меркой к людям, ответственной, с внутренним стрежнем. Общаться и дружить с ней было невероятно тяжело, она не признавала полутонов, она была строга и требовательна прежде всего к себе. Сложный, цельный и сильный характер. Она была готова отдать жизнь за Родину. Зоя попала в плен, ее пытали. Таких пыток «не выдержали даже нервы фашиста... Четверо дюжих мужчин, сняв пояса, избивали девушку. Хозяева дома насчитали двести ударов, но Зоя не издала ни одного звука». «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство... Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего». Книга переполнена мудрыми мыслями женщины, сумевшей воспитать Героев, сумевшей найти силы жить дальше, найти мужество рассказать о своих детях.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ

И та, что сегодня прощается с милым,– Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!
(Анна Ахматова)

Беспримерный подвиг совершили женщины тыла, которые уже в первые месяцы войны заменили на заводах и колхозных полях ушедших на фронт мужчин, и их жизнь была не легче, чем на фронте. А когда на нашу землю приходили немецкие оккупанты, жизнь в тылу становилась борьбой за выживание. Но «только человек, сильный духом, привыкает ко всему и борется, чтобы победить» – скажет Виталий Закруткин.

Закруткин Виталий Александрович – русский советский писатель и литературовед. Во время войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет. Автор собрания сочинений, куда вошли его романы и повести «Сотворение мира», «Плавучая станица», «У моря Азовского», «Матерь Человеческая», «Кавказские записки». Есть книги, которые, прочитав один раз, невозможно забыть всю жизнь. Они становятся мерилом человеческих ценностей. К ним возвращаешься каждый раз, когда очень трудно, и они дают надежду и силы жить, преодолевать невзгоды и смотреть вперёд. «Матерь человеческая» именно такая книга. Повесть впервые была опубликована в 1969 году. Ей присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького. В основе повести «Матерь человеческая» лежит рассказ о судьбе реальной русской женщины. На протяжении многих лет она волновала писателя. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть...». И он решается создать эпическое полотно, которое вот уже несколько десятилетий стучится в сердце каждого из нас. Каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остаётся единственная женщина, мужа и сына которой повесили. «Я не могу жить… – давясь слезами, шептала Мария, – я не хочу жить… Разве можно так жить?» Почувствовав под сердцем жизнь будущего ребёнка, она не только находит силы выжить, но и не теряет милосердия, человеческого тепла, достоинства, надежды и веры.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ

Два пути, две дороги-судьбы были у женщин в годы священной войны. И одна из них – остаться в тылу, нести на своих плечах тяжёлую мужскую работу. Так, в романе Федора Абрамова «Братья и сестры» рассказывается о трудной доле женщин села Пекашино. Роман «Братья и сестры» – лучшая книга Федора Абрамова о деревне военных лет. Вернувшись с войны в родные края после тяжелого ранения, писатель своими глазами увидел, как жила и работала деревня. Именно в то лихолетье он утвердился в мысли, что без самоотверженного тыла не состоялась бы Великая Победа. 1942 год. В деревне только старики, женщины и дети. Мужчины воюют… А работы не убавилось. Каждая из героинь Абрамова понимала, что необходимо кормить армию и сохранить детей. Жестокой войне противостояла сила женской, материнской любви и ее немыслимый самоотверженный труд. Примером для всех «баб» была председатель колхоза Анфиса Петровна Минина. Глядя на нее, другие женщины черпали силы и мужество. А где иначе их было взять, силы? Днем сеяли на колхозном поле, а по вечерам работали на своих участках. Почти не спали… Но женщины понимали, что их мужьям на фронте еще тяжелее. Вокруг война, разруха, голод, холод, долгожданные письма, но, тем не менее, как это ни парадоксально – жизнь продолжалась!

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ

«Было обидно и больно, что жизнь, которая всегда казалась ей правильной и осмысленной, вдруг уродливо вывернулась наизнанку» – скажет героиня произведения «Мадонна с пайковым хлебом» Марии Глушко. Глушко Мария Васильевна перед началом войны вышла замуж за своего однокурсника, а потом ушла на фронт защищать Родину. О тех мытарствах, какие выпали на ее долю, она написала позже в книге «Мадонна с пайковым хлебом», когда уже стала известной писательницей. Это роман – автобиография, но в нем отражена судьба миллионов наших женщин, которым выпало жить в то неимоверно тяжелое военное время. «Мадонна с пайковым хлебом» – история о судьбе советской женщины во время Великой Отечественной войны. История, полная радости и грусти, счастья и разочарований, желаний и разбитых иллюзий, любви и ненависти. Хотя, пожалуй, ненависти здесь нет. Всех Нина пыталась понять и простить. Даже тех, кого, казалось бы, простить невозможно. Эта история заставляет верить в то, что даже в страшное, тяжелое и мрачное время существуют такие понятия, как любовь и дружба, доброта и сопереживание. Молодая женщина, на последних месяцах беременности, проводив на фронт отца и мужа, покидает Москву и отправляется в Ташкент. Там ее должна ждать мачеха, младший брат и сестра. Но не все так просто. Мачехи в городе нет. И первое время Нина не знает, что же ей делать. Но на помощь приходит старый друг отца, который предоставляет ей дом и хлеб. Если бы она знала, с какими трудностями ей предстоит столкнуться в дороге... Она рожает сына, теряет все вещи, но уверенно продолжает свой путь дальше. Саратов далеко не дружественно встречает Нину с ребенком. Она сталкивается с холодом и безразличием своих родственников. Нина, без вещей и практически без денег, с грудным ребенком, оказывается в очень трудном положении, и уходит из дома родственников на поиски жилья. На выручку ей приходят люди, которые по доброте своей душевной оставляют Нину жить у себя. Как это ужасно, когда родные люди оказываются более чужими, чем совершенно незнакомые. Никому и никогда не пожелаешь оказаться в ситуации, в которой оказалась Нина. Да и не только она. Сколько женщин остались в военные годы без отцов и мужей, с детьми на руках.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ

Отчаянно хочется верить, что это страшное время не повторится. Время, когда жизнь разломилась на две части – «до» и «после». И хотелось бы вспомнить еще одно произведение одного из ведущих русских писателей – Распутина Валентина Григорьевича и повесть «Живи и помни». Идет последний год войны. Андрей Гуськов совершает дезертирство и возвращается в родное ангарское село. Герой понимает, что его не будут встречать с распростертыми объятиями. Андрей рассчитывает, что его жена Настена все-таки его поймет. И, действительно, жена чувствует по приметам, что Андрей вернулся. Андрей прибивается к своей родной деревне; прячется по лесам, кружит вокруг людей, боясь попасться кому-нибудь на глаза, ведь за дезертирство полагается расстрел. Стоит суровая зима сорок пятого года. Единственная душа, на которую этот человек может положиться – его жена, преданная, верная, помогающая выжить в зимнем лесу, таящая от всех его возвращение. Однажды Настена понимает, что беременна. И она с еще большей силой начинает противостоять всему, выполняет до конца свой женский долг. Она оправдывает мужа тем, что он не убийца и не предатель, а всего лишь совершил дезертирство. Но ее отношение к Андрею противоречит действительности. Она не может смотреть в глаза тем женщинам, которые получили похоронки с фронта. Она даже не может в полной мере радоваться победе. К чему же приведет такая жизнь?..

ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ

Великая Отечественная… Она явилась для нашей страны и народа трудным испытанием. Мы дорого заплатили за свою свободу. И, наверно, поэтому память об этой войне вечна. В годы войны советские женщины выдержали все испытания. Они не только перенесли горечь утраты родных и близких, но и проявили массовый героизм, совершили бесстрашные подвиги на фронтах, в действующих войсках, преодолели величайшие лишения и трудности военного времени в тылу и в оккупации.

Несмотря на все беды, пережитые во время войны, Русские женщины продолжали искать выход из трудных положений, продолжали бороться, не теряя чувства юмора. Мы должны помнить, что успех в победе – не полностью мужских рук дело, а отчасти и женских, потому что в первые годы войны было убито большинство сильных, крепких мужчин России, и сражаться пришлось женщинам. Мы преклоняемся перед теми, кто остался жив. Они вернулись с войны совсем не такими, какими ушли. Тему «Женщина и война», также как и тему войны необходимо изучать. Это доказывает сама Светлана Алексиевич: «Если не забыть войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая».

СПИСОК КНИГ ИЗ ФОНДОВ МБУК ЦБС

Абрамов, Федор Александрович. Братья и сестры : роман / Федор Абрамов. – Ленинград : Художественная литература. Ленинградское отделение. – (Библиотека советского романа). [1] : кн. 1-2. – 1984. – 518 с.
Алексиевич, Светлана Александровна. У войны не женское лицо : 16+ / Светлана Александровна Алексиевич. – 5-е издание стереотип. – Москва: Время, 2017. – 352 с. – (Собрание произведений).
Васильев, Борис Львович. А зори здесь тихие... : сборник / Борис Васильев. – Москва : ACT, 2019. – 478 с, [2] с. – (Школьное чтение).
Васильев, Борис Львович. В списках не значился: [роман] / Борис. Васильев. – Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. – 286, [1] с. – (Лениздат-классика).
Васильев, Б. Л. Офицеры: повести и рассказы / Борис Васильев. – Москва : Эксмо, 2009 . – 320 с. – (К 65-летию Великой Победы).
Героини. Вып. I. (Очерки о женщинах – Героях Советского Союза). Москва : Политиздат, 1969.
Глушко, Мария Васильевна. Мадонна с пайковым хлебом : [роман] / Мария Глушко ; худож. Елизавета Бухалова. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 318, [2] с. : ил. – (Вот как это было).
Закруткин, Виталий Александрович. Матерь Человеческая : повесть / Виталий Закруткин ; худож. А. Зыков. – Москва : Современник, 1985. – 181 с. : ил.
Ильина, Елена Яковлевна. Четвертая высота / Елена Яковлевна Ильина. – Москва : АСТ, 2016. – 320 с. – (Классика для школьников).
Космодемьянская, Любовь Тимофеевна. Повесть о Зое и Шуре : для среднего возраста / Любовь Тимофеевна Космодемьянская. – Москва: Детская литература, 1979. – 207 с.
Полевой, Борис Николаевич. Доктор Вера : повесть / Борис Николаевич Полевой. – Москва: Вече,2014. – 320с. – (Любимая проза. Сделано в СССР).
Распутин, Валентин Григорьевич. Живи и помни : повести / Валентин Григорьевич Распутин ; авт. послесл. Л. А. Теракопян. – Москва : Известия, 1977. – 590, [1] с. : ил. – (Библиотека "Дружбы народов").

вверх

E-mail: minkult@sinn.ru

   
Мы рады видеть Вас с 08.00 до 18.00 ежедневно,
воскресенье с 10.00 до 16.00.
Выходной день суббота.
(83160) 4-22-62 – Центральная библиотека
(83160) 4-20-53 – Центральная детская библиотека
website clock часы на сайт

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Сохранить Восстановить