Мы находимся по адресу:
Нижегородская обл.,
г.Чкаловск, пл. В.П. Чкалова, ДКС
ДКС


СЕЛО ВАСИЛЕВА-СЛОБОДА, БАЛАХНИНСКОГО УЕЗДА

Село Василева-Слобода, или просто Василево, одно из самых древних селений Поволжья Нижегородской губернии. Оно находится на правом берегу р. Волги, в 75 верстах от Нижнего Новгорода и в 20-ти верстах от древнего Городца-Радилова, занимает прекрасную местность, весьма схожую в миниатюре с местностями г. Нижнего Новгорода и села Городца, т.е. имеет верхнюю и нижнюю части, омывается с восточной стороны широкою Волгою, а с южной – небольшой речкой Санахтой, за которой находится древняя сосновая роща, именуемая «Покровскою» по имени существовавшего здесь до 1764 г. Покровского мужского монастыря.

В Василеве имеется прекрасная бухта для зимовки пароходов, которую годов уже 20-ть занимают казенные пароходы путейского ведомства. Здесь же, на берегу бухты, сим ведомством устроена фабрика для починки и ремонта своих пароходов и разных машин-землечерпательниц и сосунов, употребляемых для углубления фарватера Волги, а в нагорной стороне разведен фруктовый сад. Есть в Василеве несколько и гончарных заводов.

Село Василево, как и древний Городец, село торговое, базарное, имеет издавна хлебную торговую пристань, куда приезжают ежедневно за покупкою хлеба в зерне и мукою за целые сотни верст крестьяне сел и деревень Владимирской и Костромской губерний. В свое время, когда на Волге процветало "бурлачество", в Василево каждую весну собирались из сел и деревень ближайших губерний тысячи этого люда для найма и поступления в бурлаки на василевские и другие из ближайших местностей суда, зимовавшие в здешнем затоне. Бурлаков до Василева обыкновенно провожали их жены и дети, и здесь происходили сцены, полные драматизма, разгула и цинизма. Но, слава Богу, время это на Руси миновало навсегда.

В 70-х г.г. минувшего столетия в Василеве построено на средства сельского общества мужское начальное училище, а с начала 1897-1898 учебного года, при немалом материальном пособии путейцев, была построена и открыта женская начальная школа для обучения детей-девочек. С сентября же месяца настоящего 1904 г. выстроена и открыта 2-х-классная мужская школа с пятилетним курсом обучения.

     В минувших последних годах Балахнинское земство имело даже суждение об открытии в Василеве научной гончарной школы, - самое древнее кустарное производство Василевцев, но оставило этот вопрос открытым до сих пор.

В Василеве путейским ведомством на горе, близ фруктового сада, лет 12-ть назад, выстроен особый дом для помещения почтово-телеграфной станции, каковая, по распоряжению начальства, в виду торгового значения с. Василева, и переведена была в этот дом из деревни Медникова.

В школьных помещениях Василева каждую зиму устрояются народные чтения с туманными картинами. В Василеве есть и народная библиотека, пополняемая ежегодно новыми книгами из благотворительных средств.

В Василеве бывают религиозно-нравственные беседы с раскольниками, ведомые здешними миссионерами: о. С-м и, под его руководством, другими священниками, а также и светскими лицами миссионерами, приезжающими сюда нарочито в определенное время.

Летом в Василеве имеется несколько пристаней пассажирских пароходов, делающих рейсы ежедневно между Нижним Новгородом и Рыбинском. Имеется даже проект о соединении Василева особой железной ветвью с городом Шуей, а через неё и со всей сетью железных дорог России.

Как давно основано с. Василева-Слобода и кем, определить трудно, так как ни устных преданий об этом, ни тем более летописных сказаний в Василевских архивах не сохранилось никаких. Но едва ли это село не современно древнему Городцу-Радилову, князьям которого в древнее время оно и принадлежало, как крепостца, или опорный пункт против живших тогда на Волге к северу и к югу инородцев финского племени, преимущественно: мордвы, черемисов, мещеряков и частью болгар, каковыми народами, как известно из летописи Нижегородского края (см. Ниж. летоп. Гациск.), и было заселено пространство, занимаемое ныне Нижегородскою губерниею.

По отношению к Московскому государству, местность Нижегородской губернии, лежащая на продолжении Волжского пути к юго-востоку, составляла естественный предел первоначального распространения Московских владений в эту сторону и входило в состав, так называемой в летописях, «Низовские земли». Об утверждении ее за собою князья северных русских областей заботились еще до основания Московского княжества. Знакомство русских с этим краем началось с первыми походами русских князей в земли волжских Болгар, но обладание областью Низовские земли могло обнаружиться положительное только с основания на севере древней Руси Суздальско-Владимирского княжества. Св. Андрей Боголюбский и его преемники для обеспечения восточных пределов своих владений старались упрочить свою власть в Низовской земле построением городов в смысле укрепленных мест. Устье реки Оки было посещаемо русскими еще в начале ХII века, а на берегах Волги уже существовал Городец-Радилов, основанный в 1152 году, переименованный князем Юрием Долгоруким из Малого Китежа, отнятого им у прежде живущих тут черемисов (см. Город. летоп.). Этот Городец, ныне село Балахнинского уезда, не раз упоминается в истории Нижегородского княжества, как особый удел, имевший особых князей Городецких из рода Боголюбского, и является древнейшим из русских городов этого края. Близ лежащие к Городцу местности составляли область Городецкую, или Белгородскую. В этой-то Белгородской области в числе древних селений упоминается и село Василева-Слобода, или просто Василево, которое в XV, XVI и XVII столетиях было даже главным местом Белгородской волости. Поэтому есть даже предположение, что село Василева-Слобода обязано основанием своим удельному Городецкому князю Василию Юрьевичу Долгорукому, сыну князя Юрия Долгорукого, жившему во второй половине XII века, по имени которого и получило свое название.

Достоверно же известно, что в 1405 году село Василево вместе с Белгородьем и Городцом, по договорной грамоте Вел. Кн. Московского Василия Дмитриевича с князем Владимиром Андреевичем, отданы были последнему, от него перешли к сыну его Семеону, а по смерти его Белгородье (а следовательно, и село Василево) снова принадлежало Московским князьям. Оно досталось князьям Шуйским, и Василево составляло родовую вотчину царя Василия Ивановича Шуйского. По низложении его, Василево перешло к супруге его царице Марии Петровне, а после ее смерти село Василева-Слобода царем Михаилом Феодоровичем пожаловано было Московскому Вознесенскому женскому монастырю, в котором жила царица Мария, на помин души ее и царя Василия Шуйского. В самом Василеве, на берегу реки Волги, тоже существовал женский Вознесенский монастырь, который был, вероятно, приписным со всеми его угодьями и крестьянами к Московскому Вознесенскому монастырю. В монастырском владении село Василево оставалось до 1764 года, в котором оно обращено в экономическое – Государственное, а самый монастырь Вознесенский, вместе с другими, существовавшими тогда в Василеве монастырями – Покровским мужским и Архангельским женским, был закрыт (кн. «Волга» изд.1862 г. стр. 145; Истор. Нижег. Иерарх. Арх. Макария).

Василево вместе с Белгородьем и Городцом не раз участвовало в войне с мордвою, самозванцем и в междоусобицах князей. В Василевой-Слободе 1615 г. 4-го января боярин князь Лыков-Оболенский разбил наголову Заруцкого и бывших с ним поляков и казаков. Доселе есть следы земляных валов, служивших некогда к обороне от врагов. Валы эти среди народа именуются панскими буграми (см. кн. «Волга» и Храмц. ч. I, стр. 88).

Река Волга близ Василева очень широка (саж. 400- 450) и делится к югу от села посредине находящимся островом на две равные части, из коих та часть, которая течет ближе к селу (у Покровской горы) называется воложкою, – это древнее русло Волги, а за островом идет настоящий фарватер Волги. К северу Василево окружено горною возвышенностью, называемой Воскресенскою горою, по имени находящейся здесь церкви Воскресения Христова; к западу эта возвышенность уменьшается до небольших холмов, к югу - омывается небольшой речкой Санахтой, за которой возвышенность снова увеличивается и заканчивается у самого берега Волги так называемою Покровскою горою.

В древнее время село Василево окружено было дремучим вековым лесом, в котором водились медведи, волки, лисицы и др. звери; нередко скрывались, особенно близ Волги, и разбойники из шайки Ермака, Ст. Разина и других вольных ушкуйников, которые на своих стругах открыто нападали на проходившие по Волге с разными товарами и хлебом суда и грабили их.

Скрывалось от Правительства не мало здесь также и раскольников, преимущественно из секты беглопоповцев, которые здесь и остались, имея в Василеве свою моленную часовню, столь же известную в расколе по своей древности, как и Городецкая. При появлении здесь в 70-х годах минувшего столетия раскольников австрийского толка Василевская часовня изменила своему древнему беглопоповскому толку и сделалась главной моленной храминой среднего Поволжья раскольников австрийского толка. До 1883 года часовня эта по внешности своей ничем особенным от других деревянных зданий не отличалась и помещалась в большом высоком старинном сарае, имея только над входным крыльцом прикрепленный медный крест.

С 1883 года моленная раскольничья часовня совершенно изменила внешний свой вид: она была перестроена заново и получила по внешности вид схожий с православным храмом – с главою и крестом. А в недавние минувшие годы (1902 и 1903) часовня обнесена, вместо бывшего деревянного забора, высокой каменной оградой с воротами, над которыми возвышается глава и крест. В самой ограде построен большой двухэтажный каменный дом для австрийского причта, а также для приема и временного помещения приезжающих в Василево для служения австрийского толка лжеепископов. Теперь в Василеве, кроме раскольников австрийского толка, есть раскольники беглопоповской и безпоповской сект, и каждая из них имеет свою моленную в частных домах и своих особых требоисправителей.

В настоящее время о дремучем сосновом лесе, окружавшем некогда село Василево, и помину нет, весь он срублен и истреблен. Теперь около Василева ютятся небольшие деревушки с их пахотными полями и мелкими кустарниками: ивы, березы, тальнику и тонких дерев сосны и ели. Осталась только одна роща за рекой Санахтой, именуемая Покровской, принадлежащая крестьянам села Василева, которые берегут ее, как памятник седой старины, не позволяя рубить из нее ни одного дерева, за исключением сухостоя или валежника. Роща эта действительно замечательна по высоте и толщине дерев, из коих немало найдется таких, которые имеют в диаметре свыше 16 вершков.

Вот почему в древнее время все монастырские храмы, существовавшие в Василеве, были выстроены из собственного леса. А насколько лес этот был прочен и крепок, показал следующий факт. При Василевской каменной кладбищенской церкви в честь св. Архангела Михаила с 1700 года до 1881-го существовала еще особая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, построенная в то время, когда на месте кладбища находился еще женский Архангельский монастырь. Церковь эта была построена из собственного монастырского леса, находившегося близ монастыря, и освящена была при Митрополите Нижегородском и Алатырском Исаии, в царствование императора Петра I-го.

В 1857 году церковь эта, по распоряжению Преосвященного Иеремии, епископа Нижегородского, которому при посещении ее в том году показалась очень ветхой, была закрыта, и таковою осталась до 1881 года.

В 1881 году, при устройстве близ Нижнего Новгорода, по линии Московско-Нижегородской железной дороги, колонии для малолетних преступников, Василевскими крестьянами эта их деревянная церковь, с лишком 20 лет закрытая для богослужения, была пожертвована в колонию, для устройства из нее церкви же, и была с разрешения духовной Консистории разобрана. И вот при разборке ее оказалось, что деревья, из которых она была построена, несмотря на 200 лет своего существования, за исключением нижнего ряда, или венца, не только годны для устройства новой церкви в колонии, но и удивительно доброкачественны. Они оказались смольными красными и свилистыми (как бы слитыми из веревок). При пробе их лезвием топора, гнили не оказалось даже снаружи и 1/8 вершка, а деревья все были в диаметре 14-16 вершков. Так что из бывшей Василевской церкви выстроенная в колонии малолетних преступников церковь оказалась очень прочною и простоит еще много лет. Вот какой лес в старину окружал село Василеву-Слободу.

В Василевой Слободе в настоящее время имеются два самостоятельных прихода – Вознесенский и Воскресенский. В каждом приходе имеются две отдельные церкви – теплая и холодная. Кроме сих церквей, к Вознесенскому приходу принадлежит еще и третья церковь Архангельская, каменная, бывшая до 1831 г. самостоятельною приходскою, но за бедностью и скудостью средств в сем году приписанная к Вознесенскому приходу. В ограде этой церкви находится теперь кладбище.

Как Вознесенская, так и Архангельская церкви находятся на том самом месте, где до 1764 г. были два женских монастыря того же имени, о существовании которых каких-либо письменных сведений в архивах Василевских церквей, к сожалению, не осталось, за исключением немногих св. икон и священных вещей, хранящихся в той или другой церкви.

Первый и самый древний приход в Василевой Слободе – Вознесенский. В нем имеются две отдельные церкви – Вознесенская и Анастасиевская, обе каменные, крытые железом и окружены каменною оградою с железными фигурными решетками. Церкви эти находятся почти на самом берегу р. Волги, так что весной, во время большого разлива реки, вода входит в самую ограду.

Церковь Вознесения Господня – холодная, построена в 1755 году на месте, где стоял прежде храм того же имени Вознесенского женского монастыря, который был приписным к Московскому женскому того же имени монастырю, или, как значится по старинным документам, вотчинным.

Другая церковь Анастасиевская – теплая, в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, построенная в 1797 году. Колокольня каменная же, построена одновременно с Вознесенским храмом с западной его стороны и стоит от храма нераздельно.

Обе церкви – Вознесенская и Анастасиевская украшены прихожанами благолепно. Стены выкрашены изнутри масляною краскою и расписаны священными изображениями.

Из древних икон Вознесенской церкви особенно замечательна по древности письма местная святая икона Смоленской Божьей Матери – Одигитрии. На сей иконе имеется внизу следующая надпись: «Сей чудный образ принесен в Москву в лето 7012 (1504) года» и тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем», и проч. По какому случаю и откуда была принесена сия св. икона в Москву 400 лет тому назад и когда принесена или возвращена в село Василево-Слободу, – остается неизвестным. Этот образ Пресвятой Богородицы прихожанами-василевцами почитается чудотворным и украшен сребропозлащенною ризою с каменьями покойной прихожанкой М.М. Наумовой. Самый образ имеет вышины 14-ть вершков и 16-ть вершков ширины.

Кроме сей древней Смоленской иконы Божьей Матери, в Вознесенском храме есть и другие иконы тоже очень древние. Таковы: местная храмовая святая икона Вознесения Господня, икона святой Троицы, святого Иоанна Предтечи, Благовещенья Пресвятой Богородицы – в медных посеребренных ризах и икона святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы (храмовая икона теплой церкви), почти в рост человека, в бархатной унизанной жемчугом ризе, а по бокам – обложенная серебряными с позолотой листами.

При Василевском Вознесенском храме, благодаря главным образом благотворителям прихожанам Наумовым, род которых в Василеве очень древний и богатый, известный также в среде народа под названием «Дикушиных», – имеется хорошая ризница, дорогие священные сосуды и несколько больших (от 200 до 406 пуд.) колоколов.

     Так, покойной М. Н-вой совместно с Е. Ш-ной в 1850 г. приобретена богатая бархатная плащаница, вышитая золотом и унизанная жемчугом и каменьями. Той же М. Н-вой совместно с родственниками ее А.Н. и М.Н. в 1863 г. и позднее приобретено св. Евангелие большого формата, кругом обложенная серебряными вызолоченными листами, с финифтяными изображениями Спасителя и 4-х Евангелистов, кругом убранными жемчугом и каменьями; приобретены также священные сосуды, блюдца и кадило – все из серебра и дорогие напрестольные и священнические облачения.

В 1855 г. Н-вой же М. устроена кругом обеих церквей, Вознесенской и Анастиевской, каменная ограда на расстоянии 100 саж. со св.воротами и каменными столбами, между которыми вставлены фигурные железные решетки, а в минувшем 1903 году родственницей ее, А. Н., по завещанию ее покойного мужа, устроен в Вознесенском храме придел в честь Святителя и Чудотворца Николая.

В Василевой Слободе в древнее время, кроме двух приходских церквей – Воскресенской и Благовещенской, существовали еще 4-е монастыря: Троицкий и Покровский, он же и Преображенский, – мужские и Вознесенский и Архангельский – женские, закрытые окончательно при утверждении штатов в 1764 году. Но Троицкий и Вознесенский монастыри, можно предположить, были закрыты и того раньше – при Нижегородском Архиепископе Питириме (в 1719 – 38 г.), который малочисленные монастыри упразднял и присоединял к другим (См. Истор. Ниж. Епарх. Арх. Макар. стр. 93 примеч.), так как о них в местном предании почти не сохранилось никаких сведений. Памятником существования до 1750 года в Василевой Слободе Вознесенского женского монастыря служит, кроме главного приходского храма в честь Вознесения Господня, предания о некоей инокине Анастасии, ведшей в монастыре строго подвижническую жизнь и угодившей Богу. Народное предание об инокине Анастасии рассказывает следующее. Во время существования в Василеве Вознесенского женского монастыря в нем жила и спасалась некая инокиня Анастасия, имевшая родного брата, инока же, в мужском Покровском Василевском монастыре, по имени Гавриила. Родом были они из Грузии и происходили из царского рода . Инокиня Анастасия вела жизнь строго подвижническую и несла послушание в том, что пасла монастырский скот и преимущественно овец. И Господь благословил ее труды особенным размножением сих последних. Когда инокиня скончалась в престарелых летах, то была похоронена в Вознесенском монастыре в одной могиле с ранее ее умершим братом Гавриилом. Через много времени на месте погребения инокини Анастасии стали строить храм, и когда рыли ров для фундамента церкви, обретены были два гроба непогнившими и в них нетленными тела двух лиц иноческого чина. Тела эти предания приписывает помянутым двум лицам Анастасии и Гавриилу.

В среде некоторых благочестивых Василевцев сохранялся письменный памятник об этом событии; это – список со сказки или акта освидетельствования двух гробов Архимандритом Нижегородского Печерского монастыря Макарием в 1639 году и об обретенных в них 3-го мая при Вознесенской церкви села Василева нетленных мощах. Список этот, конечно, уже несколько раз переписывался, а потому не может быть вполне точным. Один из этих списков был доставлен в 1886 году покойному Василевскому священнику Победоносцеву крестьянином Ст. Камакиным (тоже уже умершим), к которому перешел от его дедов и прадедов, и был в подлиннике помещен о.Победоносцевым в Василевскую летопись, представленную им бывшему Нижегородскому епископу Модесту. Подлинный список крестьянина Камакина остался у священника Победоносцева и в 1894 году во время пожара в его квартире сгорел.

Чем дело кончилось по поводу свидетельствования вышеупомянутых гробов Архимандритом Макарием, остается неизвестным. Архимандрит Макарий вскоре помер.

В память сего-то обретения двух гробов, из коих один предание приписывает инокине Анастасии, а другой – ее родному брату иноку Гавриилу, прихожанами Вознесенского прихода в 1797 году и был воздвигнут на месте обретения гробов другой каменный храм Анастасиевский, во имя Великомученицы Анастасии Узорешителъницы. Предание говорит, что над сими гробами, под алтарем церкви, был устроен склеп, а над ним оставлено помещение в виде часовни с колодцем и с дверью с южной стороны для входа желающим помолиться, куда действительно благочестивые василевцы ходят почти ежедневно доселе и многие другие жители окружных деревень и сел, и черпают из колодца воду и употребляют ее по вере для здоровья.

К Анастасиевской церкви в сороковых годах минувшего столетия, с южной стороны пристроена большая каменная часовня с медною главою и крестом, вызолоченными чрез огонь.

К Вознесенскому приходу в 1831 году приписана церковь святого Архангела Михаила, бывшая до сего года самостоятельною приходскою, упраздненную в этом году по бедности прихода и скудости средств. Последним священником этой церкви был Симеон Григорьев, перемещенный за упразднением Василевского Архангельского прихода к церкви села Сицкого того же уезда, где он и помер, находясь уже за штатом, у сына своего, его преемника – священника, Петра С. Веселова в 1873 году, прослужив церкви божией свыше 60-ти лет. Церковь Архангельская заменяет теперь кладбищенскую и при ней находится кладбище Вознесенского прихода. Церковь каменная в честь святого Архангела Михаила, построена в 1765 году, с отдельною каменною же колокольнею. До 1764 года здесь был Архангельский женский монастырь, который, кажется, тоже был приписным к Московскому Вознесенскому женскому монастырю, и в этом году был упразднен. В самой церкви, под полом, как передавал мне минувшим летом один благочестивый василевский прихожанин, есть много гробниц, где, вероятно, похоронены настоятельницы бывшего монастыря и другие почтенные монахини. Кроме каменной Архангельской церкви, до 1881 года, как мы уже говорили выше, стояла еще в ограде другая церковь, деревянная, обнесенная кругом деревянной галереей, с высоким крыльцом папертью, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, закрытая за ветхостью в 1858 году, а в 1881 году прихожанами Василевцами пожертвованная на устройство церкви же в колонию малолетних преступников близ Нижнего Новгорода.

Памятником бывшего Архангельского женского монастыря служат сохранившиеся при Архангельской церкви в целости священные серебряные сосуды: потир, дискос и звездица. Внизу потира имеется следующая вычеканенная надпись: «Сей потир дан из Вознесенского девичьего монастыря из казны в вотчину того монастыря село Василеву Слободу в Архангельский девич. монастырь при игумении Евстолии Лодыгиной 1733 г. января 1 дня».

Есть и еще памятники существовавшего Архангельского женского монастыря, это деревянные точеные церковные подсвечники, которые употреблялись в монастырском храме вместо нынешних металлических. Были еще оловянные священные церковные сосуды, оловянная дарохранительница и дароносица, но все эти священные вещи были представлены священником Вознесенской Василевской церкви при Преосвященном Епископе Модесте в Нижегородское Церковное Древлехранилище. На памяти пишущего сии строки, лет 45 тому назад, в Архангельской церкви хранился еще целый сундук священных облачений, сшитых из канавата и крашенины – грубого полотна красного и синего особого покроя. Облачения сии за ветхостью в 60-тых годах минувшего столетия были сожжены.

Кроме сказанного, памятником существования монастырей в Василевой-Слободе служит еще давний обычай в среде крестьян-василевцев искание кладов на месте монастырей, и хотя редко, но нахождение их в виде древних монет и священных вещей бывает.

     Назад тому годов 5-4 одна любительница кладов, василевская крестьянка, на месте, где была колокольня Покровского мужского монастыря, из разного мусора вырыла икону Божией Матери, начертанную на каменной плитке, и медное церковное кадило. Кадило было передано ею в Вознесенскую приходскую церковь, а икона взята была К.

Памятником мужского Покровского монастыря, находившегося в полверсте от Василева к югу при подошве горы Покровской, за рекою Санахтой, служит часовня в честь Покрова Пресвятые Богородицы, устроенная на том самом месте, где был алтарь главного храма монастырского того же имени. В эту часовню ежегодно в день Покрова Пресвятые Богородицы и св. Петра и Павла бывает из Вознесенской церкви крестный ход и здесь служится молебен. Этот монастырь, закрытый в 1764 году, всех дольше Василевских монастырей хранил свои здания и св. церкви, и потому более памятен для василевцев. При монастырских храмах еще в начале XIX века жив был хранитель их некий монах Иона, при котором окончательно сгорели и разрушились монастырские церкви и здания. Колокол монастырский, пудов 10-ти, во время пожара закоптевший и упавший с колокольни, остался целым и был передан после пожара в Вознесенскую церковь, на колокольне которой он и до сих пор висит и известен под названием «Коптелого». Старца монаха Иону хорошо знал и помнил последний священник Архангельской приходской церкви отец Симеон Григорьев, и, кажется, в первых годах XIX столетия он и похоронил его.

Второй самостоятельный приход с. Василевой-Слободы – Воскресенский. В этом приходе имеются также две отдельные церкви – теплая и холодная. Первая – каменная во имя Живоначальныя Троицы, построена в 1801 году, а вторая – деревянная во имя Воскресения Христова, построена в 1764 году, снаружи обита тесом и выкрашена масляною краскою. Колокольня при сих церквах каменная и стоит отдельно от церквей. Церкви эти обнесены каменной оградой, в которой находится и кладбище. Холодная Воскресенская церковь трехпрестольная. Кроме главного алтаря в честь Воскресения Христова, в западной ее части устроены еще два придела: в правой, южной стороне, алтарь освящен в 1830 году в честь Успения Божией Матери, а в левой, северной – алтарь освящен в 1875 г. в честь св. Благоверного Вел. Кн. Александра Невского. Обе церкви украшены благолепно.

Старанием настоятеля прихода о. Н. С. 4-5 лет тому назад теплая Троицкая церковь удлинена каменною пристройкою с западной стороны, а самая церковь внутри расписана священными изображениями и окрашена масляною краскою. В 1900 г. тщанием того же о., настоятеля церкви, на собранные им средства от доброхотных дателей, главным образом служащих в путейском ведомстве, вылит был на колокольном заводе Чарышниковой в г. Балахне и повешен на колокольне Воскресенской церкви большой праздничный колокол, имеющий весу свыше 500 пудов.

В Воскресенской церкви есть много святых икон древних, из них замечательны: 1) местная икона Страстныя Божией Матери; на ней венец серебряный – 3 ф. 25 золот., убрус низан жемчугом, коего 5215 зерен, стразовая звезда, чеканное вокруг сияние с 10-ю бирюзовыми каменьями. 2) св. икона в посеребренной ризе, изображающая распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими пред Ним Св. угодником Николаем Чудотворцем и Св. Иоанном Златоустом со вложенными частицами мощей сих Святителей и части древа Св. Животворящего Креста Господня. Икона эта небольшая, находится у амвона к левому клиросу на особом резном вызолоченном аналое. Икона сия пожертвована князем Грузинским Георгием Вагтанговичем, но когда и по какому случаю, неизвестно. 3) Св. икона Владимирской Божией Матери, стоящая в теплой Троицкой церкви у левого клироса, на ней венец и риза серебряные вызолоченные. На венце пять звезд и цата унизаны мелким жемчугом и каменьями. 4) Св. икона Всемилостивого Спаса, по сторонам Коего предстоят на коленях Святые Зосима и Савватий, Соловецкие Чудотворцы, находящаяся за правым клиросом Троицкой же теплой церкви. В ограде Воскресенской церкви, между церквами холодной и теплой, издавна стоит каменный столп со святою иконою, или, как называют его, маленькая часовенка, у которой при крестных ходах всегда совершается лития. Часовенка эта, по преданию поставлена в память бывшего недалеко от Воскресенской церкви к северу Троицкого мужского монастыря, по закрытии которого как святые иконы, принадлежащие монастырю, так и церковная утварь переданы были в эту ближайшую Воскресенскую церковь. Церкви Воскресенского прихода с окружающею их оградою, как уже сказано выше, находится на горе того же имени. Гора, подмываемая Волгою, особенно весной, с каждым годом осыпается все более и более, и расстояние от края горы до ограды остается не более 3-4 сажен. А лет 45 назад, в позднюю Пасху, на Воскресенской горе открывалось праздничное торжище и гулянье, и расстояние от края горы до ограды было около 8-10 сажен. Особенно сильный обвал горы был года два назад, напоминающий древний обвал, именуемый подъувальем, что грозит разрушением церковной ограды и самых церквей, если не будут приняты меры к укреплению горы.

Село Василева Слобода имеет теперь до 1500 душ, из коих не менее одной трети чужих; народ живет временно, – приезжий.

Из имеющихся данных, сохранившихся в церковных архивах, священниками при Вознесенской церкви были: в 1792 году Василий Иванов; с 1793 до 1800 г. Федор Григорьев; с 1800 – Иоанн Григорьев; с 1830 г. до 1837 года Иоанн Иоаннов; с 1837 г. до 1857 г. сын его Александр Иванов Властов; с 1857 г. по 1873 Петр Максимов Венский; с 1873 по 1878 Михаил Николаевич Михайловский; с 1878 по 1895 г. Виссарион Андреевич Победоносцев, а после него поступил и до настоящего времени служит Афиноген Николаевич Преображенский.

В Архангельской приходской церкви были священниками: до 1812 г. Григорий Иванов; с 1812 по 1830 г. сын его, Симеон Григорьев.

В Воскресенской церкви священниками с 1798 года были: Алексей Дмитриев, Иоанн Алексеев, Иаков Петрович Добротин, Василий Иванович Богданов и настоящий священник и благочинный Николай Матвеевич Соколов. Диаконами при Воскресенской церкви были: Иоанн Степанов, Симеон Лавров, Петр Зеняков и Матвей Муравьев. Затем диаконское место закрыто. При остальных же церквах не было диаконов за неимением штатного места.

Протоиерей Соловьев.

(Ея Высокопреподобию настоятельнице Нижегородского девичьего монастыря Игумении Марие Александровне (Соболевой) на добрую память от автора).

Протоиерей Соловьев.

1905 год, марта 18 дня.

ЛИТЕРАТУРА:

Село Василева слобода. Историческая справка. – Чкаловск: Центральная библиотека. –
12 с.

Документ публикуется с авторской орфографией.

Библиография о Чкаловском районе и г. Чкаловске

Официальные документы:

О переиме-
новании п.Василево в п.Чкалов и Василевского района - в Чкаловский


О преобразо-
вании рабочего поселка Чкаловск Чкаловского района Горьковской области в город районного подчинения


Статьи из газет:

Отныне мы - чкаловцы!

Большие перемены

Белогородье

Книги:

Лукин, В.П. Прогулки по старому Чкаловску [Текст] / Лукин, В. // О Чкалове и Чкаловске. - Чкаловск: Центр оперативной печати ЧП С.Н.Новоложилова, 2004. - С. 231-300. ил.

Рубрика

Неизвестное об известном
вверх

E-mail: minkult@sinn.ru

   
Мы рады видеть Вас с 08.00 до 18.00 ежедневно,
воскресенье с 10.00 до 16.00.
Выходной день суббота.
(83160) 4-22-62 – Центральная библиотека
(83160) 4-20-53 – Центральная детская библиотека
website clock часы на сайт

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru