Мы находимся по адресу:
Нижегородская обл.,
г.Чкаловск, пл. В.П. Чкалова, ДКС
ДКС


АЛЕКСЕЕВ РОСТИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Алексеев      На весь ХХ век приходится совсем немного принципиально новых идей в науке и технике. Тем интереснее знать тех, кому они принадлежат.

     50 лет жил и работал на нижегородской земле Алексеев Ростислав Евгеньевич – судостроитель, доктор технических наук, заслуженный изобретатель, руководитель самого крупного в отрасли НПО, лауреат Ленинской премии (1962г.) Государственной премии СССР (1951г.), депутат Верховного Совета РСФСР, конструктор судов на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета» и др.

     Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в Брянской области, в семье учительницы и агронома. В 1933 году семья переезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород), где он поступает учиться в Горьковский вечерний рабфак, в то же время, работая чертежником и художником в различных учреждениях. Все члены семьи очень хорошо рисовали, но Ростислав Евгеньевич больше всего любил рисовать яхты и корабли. В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет. Еще в возрасте 6-9 лет Алексеев мастерил лодки и пускал их по реке. 1 октября 1941 года защитил дипломную работу « Глиссер на подводных крыльях» и госкомиссией ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 год работал в должности контрольного мастера выпуска танков. Там же появились его первые рационализаторские предложения: специальное устройство для воспламенения бутылок с зажигательной смесью, реактивноинтекционный двигатель для скоростных торпедных катеров.

     В 1942 году принимается решение о выделении ему помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Со старого сарая и троих помощников началось создание Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК). В идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ и ему были выделены средства. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи. Детище Алексеева росло, набирало силу и размах, работы коллектива получили известность и признание. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и созданию судов на подводных крыльях были удостоены Государственной премии. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев Р.Е. представил ее на суд мировой общественности, приведя ее в Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов. С этого впервые в мире началось скоростное судостроение. Катер «Волга», «Метеор», «Комета» - ежегодно новый проект и каждый лучший. В 1961 году десять сотрудников во главе с Р.Е. Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Суда на подводных крыльях и имя Алексеева становится визитной карточкой города Горького (ныне Нижний Новгород)

     Однако человека, создавшего принципиально новый вид транспорта, не устраивают достигнутые скорости, а это уже 60-80 км/ч и даже 95 км/ч у «Буревестника», против обычных в то время 15-20 км/ч у водоизменяющих судов. Он ищет способы еще большего уменьшения площади контакта элементов судна с водой, вплоть до сведения ее к нулю. И начинает работу по созданию аппаратов получивших название экранопланы. По существу, это были низколетательные аппараты, использовавшие поверхность воды для старта, посадки и полета над ней. Экранопланы, по расчетам, могли достигнуть авиационных скоростей, при высокой экономичности их скорость приближалась к 250 км/ч.

     В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экралоплана КМ для ВМФ, а в 1964г. над проектом экраноплана Т-1 для воздушнодесантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй- до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. Алексеев всегда первый вставал за штурвал всех своих СПК.

     В начале 70-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного катера «Орленок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ. Он получил штатный номер МДЭ-160 (младший десантный экраноплан). Через 3 месяца 9 февраля 1980 года после двух операций Р.Е. Алексеев скончался.

     В конструкторском бюро Р.Е.Алексеева было создано большое семейство СПК различного значения. Суда на подводных крыльях с маркой «Сделано в СССР» ходят под флагами Кубы и Индии, Австрии и Финляндии, Польши и Греции, ФРГ и Болгарии.

     ЛИТЕРАТУРА

АЛЕКСЕЕВ, Р.А. // Большой энциклопедичекий словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2001. – С.34.

АЛЕКСЕЕВА, Т. Крылья Алексеева // Знание-сила. – 1996. – № 10,11,12.

БЕЛЯЕВ, А.А. Волшебный полет. – М.: АВИКО ПРЕСС, 1993. – 32 с.: ил.

ИВАНОВ, А.В. Он опередил время: Ростислав Алексеев (деяния корабелов глазами авиационного инженера). – Н. Новгород: Кварц, 2006. – 168 с.: фото. – (Выдающиеся земляки).

ИЛЬИН, В. Адмирал скоростного флота. – М.: Политиздат,1983. – 94с.: ил. – (Герои Советской Родины)

КАРПЕНКО, В. Конструктор Алексеев. – Н. Новгород: «БИКАР», 2007. – 40 с.: ил.

МАТВЕЕВ, А. Служение скорости. – Н. Новгород: изд-во «Дятловы горы», 2006. – 68 с.: ил. – (История техники России).

МОИСЕЕВ, В. Летающие люди. Вспомнить всё. – Н. Новгород, 2009. – 264 с.: фото.



Алексеев Ростислав Евгеньевич

Бояринова Лидия Владимировна

Буданин Павел Иванович

Воронина Александра Ивановна

Грачев Аким Герасимович

Гашева Руфина Сергеевна

Густова Пелагея Ивановна

Захарова Наталья Ивановна

Каюшкина (Соломатова) Мария Ивановна

Клочков Владимир Васильевич

Коряков Александр Павлович

Порозова Александра Ивановна

Разумовский Иван Иванович

Чкалов Валерий Павлович

Шувалдина Анастасия Александровна

вверх

E-mail: minkult@sinn.ru

   
Мы рады видеть Вас с 08.00 до 18.00 ежедневно,
воскресенье с 10.00 до 16.00.
Выходной день суббота.
(83160) 4-22-62 – Центральная библиотека
(83160) 4-20-53 – Центральная детская библиотека
website clock часы на сайт

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru