«Все для фронта, все для победы!» Под этим лозунгом жила вся страна в грозные годы Великой Отечественной войны. По инициативе трудового народа был создан особый народный фронт обороны. По всей стране собирались добровольные взносы личных средств на усиление вооружения Красной Армии.
Персидский, Вячеслав Алексеевич. Авиаэскадрилья» Валерий Чкалов» / В. А. Персидский. – Нижний Новгород, 1999. – 112 с.
Перед вами, уважаемые читатели, монография Персидского Вячеслава Алексеевича «Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов», которая была написана автором в конце 80-х годов… Благодаря этому замечательному человеку, исследователю-краеведу, директору средней школы г. Чкаловска, мы можем познакомиться с одной из страниц истории авиации военного времени. Книга содержит множество документов, писем, фотографий из фондов заводского музея, архивных данных, фрагментов из книг, журналов, газет и воспоминаний участников событий.
Это обращение чкаловских колхозников было опубликовано в газете «Горьковская коммуна» 11 декабря 1942 года и тут же нашло отклик. В сбор денег включились Арзамас и Павлово, Балахна и Ковернино, Выкса и Кулебаки… На победу жертвовали свои сбережения колхозники, рабочие, служащие – таких было многие тысячи.
А 18 декабря была получена телеграмма Верховного Главнокомандующего: «Прошу передать колхозникам и колхозницам Горьковской области, собравшим 60 млн. рублей в фонд Красной Армии для организации эскадрилий боевых самолётов “Валерий Чкалов”, – мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин»
И надо сказать, что жертвовали колхозники не от богатства – от скудости, отдавали последнее. И всё ради Победы. Наш земляк дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин в своей книге «Под нами Берлин», вспоминая 1945 год, когда он шёл от Балахны до Городца, пишет: «Этой дорогой я проходил два года назад. Тогда здесь работали женщины, ни одного мужчины. Везде женщины – за плугом, за бороной. Они в упряжке наравне с лошадьми, коровами, тракторами. Женщина в ярме – это было правдой, ужасной правдой военных лет. И колхоз “Победа” давал государству хлеба значительно больше, чем до войны.
Фронтовая жизнь, воздушные бои мне в тот момент показались куда более блёклыми, будничными, нежели труд этих русских женщин».
Персидский, Вячеслав Алексеевич. Глубокий тыл. Всё для победы // В. А. Персидский. Сказание о земле Василевской – Чкаловской. – Нижний Новгород: Нижполиграф, 2004. – С. 265-281.
Персидский, Вячеслав Алексеевич. Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов» / В. А. Персидский. Василева слобода, Чкаловск: краеведческие заметки. – Нижний Новгород, 1998. – С. 111-114.
Зюзтна, З. Юные патриоты: Никто не забыт, ничто не забыто / З. Зюзина // Арзамасская правда. – 1975. – 16 мая.
/На снимке самолет-истребитель «Арзамасский школьник», построенный на средства, собранные школьниками/
Персидский, Вячеслав Алексеевич. У неба есть земля /В. А. Персидский // Ленинская смена. – 1976. – 3 ноября.
Эскадрилья «Валерий Чкалов» создавалась на деньги колхозников // Нижегородская правда. –1991. – 24 апр. О том, как создавалась авиаэскадрилья, кто вносил свои сбережения в великое дело, прочитать опубликованные свидетельства очевидцев и посмотреть фотографии из архивов вы можете из газетных статей прошлых лет/
Кто же воевал на самолетах, подаренных горьковскими колхозниками?..
Уже в январе 1943 года на фронте появились первые партии самолётов «Валерий Чкалов». Это были новые Ла-5, истребители конструктора С.А. Лавочкина, которые выпускались в Горьком на заводе № 21 имени Серго Орджоникидзе (ныне АО «Сокол»).
Одними из первых 17 истребителей получили первая и вторая эскадрильи четвёртого гвардейского истребительного авиаполка Краснознамённого Балтийского флота. 25 февраля 1943 года лётчики-балтийцы писали горьковчанам:
«…Самолёты эскадрильи “Валерий Чкалов” достались нам, лётчикам и техникам Н-ской гвардейской части. Наша часть с первых дней войны участвует в разгроме фашистских захватчиков… Широко известны имена наших лётчиков Героев Советского Союза А.К. Антоненко и П.А. Бринько. Они первыми открыли боевые счета и сбили 28 стервятников. Всего нашей частью уничтожено 234 самолёта…
Имя великого лётчика нашего времени В.П. Чкалова обязывает нас быть такими же как он. Вылетая в бой на самолётах, на борту которых написано “От колхозников и колхозниц Горьковской области”, мы чувствуем поддержку, и это воодушевляет нас на подвиги. Гвардейское спасибо вам, горьковчане!»
Персидский, Вячеслав Алексеевич. Самолеты эскадрильи «Валерий Чкалов» громят врага // В. А. Персидский. Возьми мое сердце, Россия.100 рассказов о В. П. Чкалове. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – С. 66-67.
Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб почти всю войну летал на именных машинах и ни разу не был сбит. Дважды Герой СССР Е. Я. Савицкий. Гвардии капитан Евгений Терентьевич Цыганов, заместитель комэска 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка… Об этих героях мы узнаем из книги «Возвращенные имена. Продолжение поиска».
Соломин, Федор. Кто воевал на самолетах эскадрильи «Валерий Чкалов» - 1 / Ф. Соломин // Возвращенные имена. Продолжение поиска. 70-летию Великой Победы посвящается. – Нижний Новгород: Кириллица, 2015. – С. 119-126.
Конечно, были не только победы, но и поражения. Немало наших лётчиков погибло в яростных схватках. Но все тяготы, все потери тружеников тыла и воинов на фронтах оказались не напрасными, потому что была Победа!
http://radilov.ru/
На одном из горьковских истребителей Ла-5 «Валерий Чкалов» сражался прославленный ас советской авиации трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. За время войны он сделал 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, сбил 62 самолёта противника. Первый вражеский самолёт И.Н. Кожедуб сбил на Курской дуге 6 июля 1943 года, а два последних упали на улицы Берлина 17 апреля 1945 года. Вот как вспоминает сам Кожедуб о своём последнем бое: «Однажды я нашёл в войсковой библиотеке книгу о В.П. Чкалове. С увлечением читая её, я мысленно представил себе, как тренировался Чкалов, как он готовился к перелётам, изучая материальную часть. Я стал во всём подражать Чкалову, и книга о великом лётчике стала моей любимой настольной книгой. Во время боёв над Берлином я вылетел в паре с гвардии капитаном Титаренко на “охоту” в район города. Подлетаем к северной части Берлина. И вдруг я отчётливо вижу группу “Фокке-Вульфов-190” с бомбами. Соотношение сил было неравным: нас, “охотников”, двое, их – сорок. В одно мгновение я подумал, что бы сделал на моём месте Чкалов. И решил атаковать. Взять их дерзостью, чкаловской напористостью и умением – вертелось у меня в голове. И в этом бою я сбил две вражеские машины».
Менделеев, Б. Великий летчик: Герой Советского Союза В. П. Чкалов / Б. Менделеев // За Отчизну, свободу и честь! : очерки о Героях Советского Союза – горьковчанах. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. – С. 270-271.
Сила ударов Военно-Воздушных сил по противнику непрерывно возрастала. Если к началу декабря 1941 года под Москвой в авиационных частях и соединениях наших фронтов действовало около 760 самолетов, то в начале контрнаступления под Курском участвовало уже свыше 4300, а в Берлинской операции – 7500 боевых самолетов…
Константинов, Л. Грозный подарок / Л. Константинов // Горьковская правда. – 1980. –17 авг.
В статье рассказывается, как в воздушных боях с фашистами были одержаны блистательные победы! В сводке Совинформбюро за 13 июля 1943 года сообщалось об успехах полка майора Рымши. Летчики гвардейской части за три дня сбили 156 немецких самолетов. В том числе 9 сбитых самолетов в одном бою! История авиации не знает подвига, равного этому!
Федоров, Вячеслав Вениаминович. Суровые испытания // В. В. Федоров. Земля Чкалова. – Нижний Новгород: ООО «Бегемот», 2015. – С. 6-7.
В статье рассказывается, как в воздушных боях с фашистами были одержаны блистательные победы! В сводке Совинформбюро за 13 июля 1943 года сообщалось об успехах полка майора Рымши. Летчики гвардейской части за три дня сбили 156 немецких самолетов. В том числе 9 сбитых самолетов в одном бою! История авиации не знает подвига, равного этому!
Чебурашкин, А. Герой в строю всегда / А. Чебурашкин // Горьковская правда. – 1989. – 17 ноября.
В статье приводится волнующее патриотическое письмо, которое прислали в годы Великой Отечественной войны летчики-гвардейцы трудящимся Горьковской области.
Фигарев, Александр Василевич. Наш Чкалов / А. В. Фигарев. – Нижний Новгород, 2004. – 111 с.
Трудно найти истоки чкаловского стремления к полетам. Видимо мечта об авиации зарождалась в нем с тех дней, когда он мальчишкой узнал радость скоростных лыжных спусков с самых крутых гор, когда он юношей увидел первые самолеты, когда добровольцем Красной Армии стал мотористом авиационного отряда… Те, кто помнят молодого Чкалова, вспоминают, как он говорил в те годы: «Я истребитель! Истребитель обязан драться и побеждать. Если мне придется встретиться с настоящим врагом, я буду брить самые низкие травы, я буду драться на любой высоте, а если не хватит патронов – пойду на таран!..»
И его примеру последовали многие российские летчики. Большая часть Героев Советского Союза и Героев России именно летчики-испытатели, крылатые собратья В. П. Чкалова.
В книге нижегородского писателя Александра Фигарева названы славные имена летчиков-испытателей продолживших дело Чкалова. В первой части книги собраны материалы о В. П. Чкалове, автор делится воспоминаниями о встречах с родственниками, товарищами и очевидцами великого летчика-земляка. Во второй части помещены статьи и заметки из газеты «Рабочая жизнь» – газеты авиастроителей, где автор работал корреспондентом и первым стал писать о летчиках-испытателях…
Чкалова, Валерия Валерьевна. Годы Великой Отечественной войны. Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов // В. В. Чкалова. Валерий Чкалов: документально-публицистическая повесть. – Москва: Новости, 2004. –С. 288-293.
А вот один из многочисленных отзывов, сделанный в книге записей музея В. П. Чкалова в Чкаловске гвардии майорами Гусаровым и Потаньевым: «Ты был с нами плечом к плечу в дни Великой Отечественной войны. Проездом по матушке-Волге мы зашли к тебе, наш дорогой друг и товарищ, чтобы поведать о своих ратных подвигах…»
Персидский Вячеслав Алексеевич. Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов». 4. Мы – ваши внуки / В. А. Персидский // Горьковская правда. – 1978. – 27 апр.
В статье есть строки, которые обращены одновременно и к детям, и к внукам войны…
«Мой дорогой сын… Когда ты будешь читать это письмо, пройдет много лет, отгремит война и на освобожденной земле зацветет снова счастливая и радостная жизнь. Ты долго ждал меня и не дождался. Я, как и сотни тысяч других отцов, погиб в борьбе с заклятыми врагами – немецкими фашистами, которые напали на нашу страну, принесли много горя нам. Но я умираю глубоко убежденный, что ты, мой любимый сыночек, будешь жить в свободной цветущей стране – стране социализма… Я в жестокой борьбе с фашистами завоевал тебе право на счастливую жизнь… Ты шагай вперед…»
Это письмо-завещание маленькому сыну написал в 1943 году лейтенант Григорий Тарасенко.
«Ты шагай вперед»… эти слова-завещание стали девизом юношеского отряда «Поиск»… Вячеслав Алексеевич Персидский сумел вовлечь учащихся своей школы в поисковую работу по изучению истории авиаэскадрильи «Валерий Чкалов», самолеты для которой выпускались во время войны. За несколько лет кропотливой работы группы «Поиск» был накоплен богатый материал, изучен и собран в книгу «Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов». 19 сентября 1976 года отряд красных следопытов школы № 5 города Чкаловска обратился с предложением начать поиск боевой авиаэскадрильи имени Валерия Чкалова. Вашему вниманию предлагаем познакомиться с рядом публикаций о том, как проходил поиск:
Персидский Вячеслав Алексеевич. Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов»: страницы истории. 1.Так это начиналось / В. А. Персидский // Горьковская правда. – 1978. – 27 апр.
Персидский Вячеслав Алексеевич. Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов»: страницы истории. 2. Тебе, фронт! / В. А. Персидский // Горьковская правда. – 1978. – 27 апр.
Персидский Вячеслав Алексеевич. Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов». 3. Жизнь за Родину / В. А. Персидский // Горьковская правда. – 1978. – 27 апр.
«Есть люди, над которыми не властны ни время, ни смерть. Таков Валерий Чкалов. Он продолжает жить среди нас, бороться вместе с нами за счастье, честь, свободу и независимость нашей Родины», – сказал в своей книге «Авиаэскадрилья «Валерий Чкалов» наш земляк, исследователь-краевед В. А. Персидский.
Мы рады видеть Вас с 08.00 до 18.00 ежедневно,
воскресенье с 10.00 до 16.00. Выходной день суббота.
(83160) 4-22-62 – Центральная библиотека
(83160) 4-20-53 – Центральная детская библиотека